Низкие цены, или как Казахстан «кормит» экономику других стран дешёвым топливом

Маржа от перепродажи казахстанского дизельного топлива за границу составляет от 50 до 120 процентов и более, суммарно доходит до $140 млн в год. Как отметил Болат Акчулаков, ситуация в сопредельных странах оказывает значительное влияние на внутренний рынок Казахстана. К примеру, в марте прошлого года розничные цены на дизельное топливо РФ снизились до уровня цен РК.

В результате на приграничных с Россией АЗС существенно снизились продажи топлива, поскольку пропала заинтересованность в вывозе ГСМ из Казахстана.

По словам главы Министерства энергетики РК, пошёл резкий рост розничных цен в соседних странах и, как следствие, уже осенью, несмотря на увеличение производства ДТ, мы снова столкнулись с острой нехваткой топлива.

В этом году диспаритет цен сохраняется. Как итог, в марте т.г. мы видим рост потребления по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 15 процентов.

В такой ситуации казахстанский дизель будет однозначно «утекать» в другие страны в ещё больших объёмах. Уже в этом году мы можем столкнуться с дефицитом в объёме до 850 тыс. тонн.

Если раньше дефицит частично перекрывался за счёт наращивания объёмов производства, то сейчас наши НПЗ работают на пределе своих возможностей. В ближайшие шесть лет существенно увеличить производство ДТ физически невозможно (до расширения Шымкентского НПЗ).

Таким образом, Казахстан своим дешёвым топливом фактически субсидирует экономики других стран в ущерб собственным национальным интересам, - подчеркнул министр энергетики Болат Акчулаков.