Как часто обновляется кредитная история
Так, с 1 октября 2022 года поставщики информации, за исключением кредитных товариществ и коллекторских агентств, обязаны передавать сведения о новых выданных займах в кредитные бюро в течение одного рабочего дня, а последующие обновления любой информации о субъектах кредитной истории в течение 10 рабочих дней. Ранее они обновляли информацию дважды в месяц – в течение 15 рабочих дней.
При этом в течение 10 рабочих дней в кредитные бюро предоставляют сведения все поставщики информации, кроме:
- коллекторских агентств;
- ИП или юрлиц, реализующих товары и услуги в кредит либо предоставляющих отсрочки платежей, систематизированные признаки которых определяются правительством;
- субъектов естественной монополии, оказывающих коммунальные услуги. Для них срок предоставления информации в кредитные бюро составляет 30 дней с даты изменения или получения любых данных в отношении субъекта кредитной истории.
Напомним, что в Казахстане функционируют два кредитных бюро – Государственное кредитное бюро (ГКБ) и Первое кредитное бюро (ПКБ), которые формируют кредитные истории, но самостоятельно не вносят изменения в персональные кредитные отчёты. Этим занимаются поставщики информации, то есть банки, организации, осуществляющие микрофинансовую деятельность, и иные лица, реализующие товары в кредит или рассрочку.
Получить свой персональный кредитный отчёт можно:
- в ГКБ – через сайт id.mkb.kz;
- в ПКБ – через портал www.1cb.kz и мобильное приложение;
- через веб-портал электронного правительства www.egov.kz;
- в центрах обслуживания населения (ЦОНы) по месту жительства.
Кому выгодны законодательные новшества?
В первую очередь заёмщикам, которые регулярно следят за своей кредитной истории. Они могут вовремя обнаружить в персональном кредитном отчёте мошеннический кредит и оспорить его. Услуга по оспариванию информации в кредитной истории доступна на медиапортале по повышению финансовой грамотности www.fingramota.kz.
Чтобы подать заявку на оспаривание информации в своей кредитной истории, нужно в специальной форме указать свои данные: ИИН и номер телефона. Отработка заявлений осуществляется в установленные законодательством сроки. В течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления об оспаривании информации и на основании полученного от кредитора ответа, заявителю будет направлен соответствующий ответ от кредитных бюро.
Новые поправки создадут дополнительный щит от действий финансовых мошенников, которые стали все чаще обманным путем оформлять на казахстанцев подставные кредиты, завладев их персональными и платёжными данными. Снижается риск мошенничества в получении займа одновременно одним лицом в нескольких кредитных организациях. Поставщики информации, видя по базе кредитных бюро, что заёмщик в короткие сроки оформил сразу несколько кредитов, могут заподозрить неладное и отказать ему в выдаче займа.
Также некоторые заёмщики раньше могли оформить сразу несколько займов в банках и микрофинансовых организациях в течение от одного дня. В итоге их коэффициент долговой нагрузки мог превышать предельную величину, установленную законодательством. Возникала просроченная задолженность по банковским займам и микрокредитам и другие неприятные последствия для заёмщика.
Напомним, что коэффициент долговой нагрузки (КДН) – это соотношение платежей по всем непогашенным кредитам и займам заёмщика к его ежемесячным доходам. Согласно требованию по обязательному расчёту кредитными организациями КДН, ежемесячные платежи по всем кредитам заёмщика не должны превышать 50 процентов от его ежемесячных доходов. Чем выше данный показатель, тем меньше шансов у граждан получить кредит и больше вероятность того, что при малейшей финансовой трудности они могут оказаться в долговой яме.
Для недопущения выдачи кредитов неплатежеспособным лицам Агентством ужесточены требования к расчёту КДН. С 1 июля 2022 года из 12 критериев определения доходов заемщика, используемых при расчете КДН, были исключены шесть показателей, которые не являются достоверным подтверждением наличия у заёмщика дохода. Данная мера направлена на то, чтобы снизить темп роста выдачи новых потребительских кредитов населению.
Таким образом, нововведения, касающиеся обновления информации в кредитные бюро для оперативного информирования финансового рынка и заёмщиков о выданных займах, позволят кредитным организациям оценивать платёжеспособность заёмщика, видеть актуальную информацию о долговой нагрузке заёмщика при рассмотрении заявки на кредит и принимать решение о выдаче или отказе ему в новом займе.
Повышайте свою финансовую грамотность вместе с Fingramota.kz!