Как средства МФО поддерживают сельские регионы Казахстана
О специфике рынка МФО рассказывает Сергей Никульшин, генеральный директор казахстанского онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово» (ТОО «МФО «Akshabar»). Например, в октябре 2021 года в реестре Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка было зарегистрировано 231 действующее МФО. Это подтверждает поступательный рост и усиление конкуренции в сегменте микрокредитования.
«На мой взгляд, - рассказывает Сергей Никульшин, - онлайн-займы – единственный по-настоящему доступный способ получить средства для сельчан и жителей небольших удаленных городов, в которых не работают отделения банков. Из практики нашего онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово» могу привести пример, как наши микрокредиты помогают мелким предпринимателям Жаркента закрывать кассовые разрывы на несколько дней: они покупают товар в Хоргосе и затем продают его на местных рынках.
У нас, как у микрофинансовой организации, более точечное и внимательное отношение к кредитной истории клиентов, поскольку МФО выдают микрокредиты на относительно небольшие суммы на короткий срок.
В январе 2022 г. наши аналитики провели анализ портрета сельских потребителей, который показал, что предыдущие два года всемирной пандемии заметно отразились на снижении кредитной/ финансовой активности сельских хозяйств. В 2019 г. более 46% общего количества клиентов онлайн-сервиса «Честное слово» составляли сельчане. Однако за первые два месяца после введения карантина (март-апрель 2020 г.) произошел резкий спад запросов на выдачу займов у сельских заемщиков. В следующем 2021 г. их количество относительно горожан понемногу выравнивалось и на конец года составило 26%, или более одной четверти от общего количества клиентов МФО «Akshabar».
Три основных статьи расходов, на которые берут заемные средства сельчане, это лечение – около 15%, поддержка бизнеса и обучение – по 6%. Больше всего сельских жителей предпочитают брать взаймы суммы от 20 000 до 40 000 тенге. При этом молодые клиенты в возрасте от 18 до 25 лет более активно пользуются услугами онлайн-микрокредитов, чем люди среднего возраста.
Несмотря на убеждение, что МФО выдают деньги всем без разбора, это не так. Компании тщательно проверяют платежеспособность заемщиков, наличие у них активных просрочек по другим кредитным договорам. Если у клиента есть открытая долговая нагрузка, МФО, скорее всего, не выдаст ему новый микрокредит, чтобы не обременять дополнительными платежами и не увеличивать риски того, что человек не справится.
Микрокредиты нужны для удовлетворения по-настоящему важных потребностей в непредвиденных ситуациях, в этом и заключается одно из основных преимуществ онлайн-сервисов для общества», - заключил Сергей Никульшин.
В последние дни в СМИ опять обсуждается вопрос об ужесточении правил выдачи заемных средств населению. По мнению экспертов рынка микрофинансовых организаций (МФО), эта мера не поможет сельским предпринимателям выстоять в период политической и экономической турбулентности, который переживает с начала года Казахстан.
Между тем еще в сентябре 2021 г, обращаясь с традиционным Посланием к казахстанцам, президент страны Касым-Жомарт Токаев говорил о важных трансформациях, которые необходимы финансовому рынку, и об усилении позиций микрофинансовых организаций, в том числе. Так, МФО со временем могут стать основными инвесторами сельского бизнеса.
На правах рекламы