Атомное сердце Мангистау

«МАЭК-Казатомпром» отметил 40-летие пуска реактора БН-350. В ТОО «МАЭК-Казатомпром» отметили знаменательную для всего Мангистау дату — 40 лет со дня физического пуска атомного реактора на быстрых нейтронах, БН-350.

В данный момент мало кто из молодых знает, что этот реактор называли атомным сердцем Мангышлака. И сам праздник - уже давно не праздник.

А между тем, если бы не возникла необходимость в строительстве такого реактора, то и самого города Актау не существовало бы.

Такое смелое и рискованное решение — создать в удаленном, изолированном от единой энергосистемы районе опытно-промышленный блок для производства электрической и тепловой энергии, а также питьевой воды мог только министр среднего машиностроения Ефим Павлович Славский.

Ветераны МАЭКа, прибывшие на торжество, с уважением и любовью отзывались об этом неординарном человеке.

Только он мог собрать на далеком от коммуникаций пустынном берегу Каспия лучших специалистов со всего СССР и в кратчайшие сроки добиться выполнения поставленной цели.
В годы создания БН-350 перед атомщиками ставилась цель получения возможно большего количества вторичного ядерного горючего - плутония - для обеспечения широкого развития атомной энергетики, а также для обороны страны. В 1960 году стало ясно, что пора начинать разработку реактора именно на быстрых нейтронах. Принципиальные решения, заложенные в проекте БН-350 , выбирались с учётом опыта и знаний, имевшихся на начало 60-ых годов. Ни одна страна в мире в ту пору не обладала в этом плане ни опытом, ни достаточными знаниями.

Особенности быстрых реакторов требовали принципиально нового подхода к конструкциям оборудования и технологическим системам, к средствам управления и защиты, КИПиА, а также к обеспечению надежности и безопасности РУ. Для обоснования физических и технических решений были проведены многочисленные расчеты и эксперименты. Пришлось впервые разрабатывать оборудование для натриевых систем промышленного масштаба, а также создавать уникальные методы контроля технологических параметров натриевых систем, контроля и поддержания качества теплоносителя.

От отечественных специалистов требовалось также научиться вести эксплуатационные режимы, пуски, остановы, перегрузки топлива, ремонт и текущее обслуживание, понять правильность предусматриваемых мер предосторожности (или определить их избыточность) и, наконец, оптимизировать действия персонала в различных ситуациях.
И разумеется, особое значение придавалось задаче подготовить персонал, имевший опыт работы на тепловых реакторах, к эксплуатации реактора нового типа с экзотическим для тех условий теплоносителем (натрий).

И вот в минувшую пятницу в конференц-зале «МАЭК-Казатомпром» собрались ветераны отрасли, те самые специалисты, которые запустили первый в мире реактор на быстрых нейтронах и обеспечили его надежную безаварийную работу в течение 25 лет.

Нынешнее руководство приготовило для них сюрприз из прошлого. В зале сидел ветеран МАЭК Николай Викторович Скориков. 40 лет назад он вытребовал у начальства кинокамеру, чтобы запечатлеть момент пуска реактора.

И вот 29 ноября 2012 года в зале погас свет, начался фильм, и седовласые атомщики увидели себя молодыми полными сил и энтузиазма. Периодически звучали возгласы: «О, это Померанцев! А вот Зверев! О, а это же я!»

Показывали подготовку к пуску, последние расчеты и проверки узлов. По лицам ветеранов было видно, как нарастало напряжение нервов вместе с ростом числа нейтронов в реакторе. И вот прозвучала фраза: «Есть цепная реакция». И зал взорвался аплодисментами. Хотя цепная реакция давно остановлена, реактор практически полностью остановлен. Но его сотрудники по-прежнему на передовой мировой атомной энергетики.

В свое время БН-350 был первым реактором, который послужил прообразам для всех последующих. Сегодня он первый реактор такого типа на территории бывшего СССР, который выводится из эксплуатации.

И этот опыт будет использоваться во всем мире для остановки отработавших свой срок реакторов.

В интервью с директором реакторной установки БН-350 Геннадием Пугачевым сквозила грустная нотка. По мнению Геннадия Петровича, реактор в угоду политике остановили слишком рано, он мог бы проработать еще столько же. Но в связи с опасениями мирового сообщества по поводу распространения ядерного оружия его решено было остановить. Между тем во всем мире сейчас приступают к строительству реакторов именно такого типа. Они считаются наиболее выгодными, надежными и экономичными.
«Надо не реакторы закрывать, а безопасность усиливать», - считает Геннадий Пугачев.

Вопрос о том, сможет ли МАЭК обеспечить специалистами новый реактор, если такое решение будут принято, Пугачев грустно улыбнулся: «Боюсь, что несмотря на готовность ветеранов передавать свой опыт молодым специалистами мы себя не обеспечим, надо будет приглашать из зарубежья и наших там обучать».
Главным богатством энергокомбината были люди. Не просто наемные рабочие, а энтузиасты, специалисты высокого класса, с молодым задором и неуемной силой духа и фантазии.
В данный момент на энтузиазме работать никто не будет. И тот мальчик, который уехал учиться в атомный институт в Обнинск, домой в Актау не вернется. На МАЭКе сейчас платят в 10 раз меньше, чем платят таким специалистам в России.

В заключение Геннадий Пугачев поблагодарил ветеранов за их многолетний безупречный труд.

В честь 40-летия физического пуска реактора БН-350 за огромный личный вклад в дело безопасной эксплуатации реактора и высокий профессионализм ветераны были награждены благодарственными письмами от руководства ТОО «МАЭК-Казатомпром».










На правах рекламы