Размышления о реформе образования
Тут же нашлась куча знакомых педагогов - одни предлагают английскую школу, другие лицей, а третьи вообще посоветовали не заморачиваться и отдать «киндера» в обычную общеобразовательную школу. Получается, что каждый поп хвалит свой приход. Конечно же, нужно еще субъективно оценивать возможности своего ребенка и попытаться совместить графики тренировок и учебы.
Я не отношусь к той категории мам, которые с трех лет водят детей в «развивайки». По возможности мы учим стихотворения, читаем и пишем дома. Я не ставлю перед собой задачу сделать из ребенка вундеркинда. Даже если бы и задаться такой целью, то считаю, что одаренными детьми рождаются и можно вложить кучу денег в развитие своего чада, если таланта нет, то его и не будет. Конечно же, феноменальные способности могут проявиться намного позднее, вот тогда нужно будет обратить на это внимание и дать возможность развиваться в этом направлении.
Из года в год, правительство вводит новые реформы в систему образования. А кому нужны эти реформы и что они нам дают?
Сейчас в детских садах детям преподают валеологию и информатику. Конечно, валеология, может, и нужный предмет, но я не уверена, что некоторые родители понимают и знают смысл этого слова, да и четырехлетние дети вряд ли смогут разумно объяснить, что им преподают. Сейчас только ленивый не сетует на то, что детей кроме компьютера ничего не интересует. Тогда для чего нашим детям начинают преподавать информатику чуть ли не с ясельной группы? Хотя бы поберегли их зрение, да и детки сейчас такие, что любого детсадовского преподавателя за пояс заткнут. Еще и расскажут комбинацию на клавиатуре, как пройти сложный уровень в «Масс Эффекте».
В прошлом году, моя знакомая отдавала ребенка в первый класс и была крайне удивлена, что при плохой скорости чтения ее сына, ей сказали: «Мамаша, нам некогда учить вашего ребенка читать!» Извините, но для чего тогда отдают детей в школу? Разве не для того, чтобы их учили? Или нам нужно приводить уже «полуфабрикат»? А как же тогда в семьях, где семеро по лавкам, мама с папой у станка, но в школу их детей все-таки берут и учат?
Учат…чему же? Мне часто звонят мамы детей первоклассников и мы «мега-мозги» пытаемся решить элементарные задачки на логику, весь вечер перезваниваясь и пытаясь найти элементарный, по мнению министерства образования, ответ. Вот, на мой взгляд, самая легкая задачка для ученика начальной школы.
«Что будет с водомеркой, если она станет размером с утку?» Давайте логически рассуждать, а знают ли дети вообще кто такая водомерка? Или как объяснить ребенку, какой скелет у торта в коробке? И таких задач задается уйма, в каком бреду они писались и тиражировались?
И какой периметр у геометрических фигур может быть во втором классе? Если меня не подводит память, то периметры мы проходили в 5 классе по геометрии.
В далекие 90-ые наши родители недоумевали: для чего детям «перепрыгивать» из третьего в пятый класс, закончить одиннадцатилетку (по сути, отучившись 10 лет), чтобы стать выпускником 11 класса?
А сейчас наше министерство образования пытается ввести 12-летнее обучение в школе. Как сказал вице-министр образования и науки РК Махметгали Сарыбеков, к 2015 году школы Казахстана получат такую материально-техническую базу, которая позволит им поэтапно, с 2015 до 2020 года, перейти на 12-летнее обучение. А для чего? Если с начальной школы вы начинаете эксперименты над детьми, тогда что им будут преподавать в 12 классе? Ядерную физику что ли, разбирая на частицы атомы? Или экономику и управление на предприятии? Где возьмутся кадры и пособия, чтобы обучать наших детей, если сейчас в учебниках допускаются ошибки и опечатки? Например, в учебнике второго класса по математике есть такой пример: «От разницы чисел 680 и 500 отнять 300» Какой у вас получился ответ? А оказывается, мы должны были догадаться, что это опечатка и нужно не отнять 300, а прибавить. Или все-таки отнять?.. Тут уже все зависит от сообразительности педагога и родителей. Хотя во втором классе примеры со значением минус не проходят. И сколько таких ошибок и опечаток выходит в тираж! И тут непроизвольно хочется задать вопрос: кто же эти учебные пособия утверждает?
А теперь давайте себе представим, что мы отдаем ребенка в школу в шесть-семь лет. Учимся 12 лет. Получается, что когда наши отпрыски достигнут 18-19 летнего возраста, они будут учиться в 12 классе. Соответственно по закону у них наступает полное совершеннолетие. Они могут жениться и рожать детей, имея на это законное право, еще не окончив школу. Веселенькая картинка вырисовывается: двеннадцатиклассницы, сидящие за партой с младенцами на руках, решающие контрольную и попутно кормящие ребенка за партой. Интересно, а декретный отпуск в таком случае будет или как двоечников на второй год?.. Что тогда уж говорить о парнях... Автобус в военкомат может их ожидать прямо возле ворот школы. Отзвенел последний звонок и... - «а теперь, господа хорошие, займите места в салоне автобуса, который вас отправит на самый незабываемый курорт, где вы отдадите долг Родине» - и злобные дядьки из военкомата без разбора обреют налысо, выдадут портянки, не давая возможности сделать звонок другу и доказав, что через пару месяцев ты станешь студентом вуза.
А нужна ли нам такая реформа? Мы учились 10 лет и в то время образование, которое мы получали, считалось одним из самых лучших на постсоветском пространстве. Нас учили не только правильно излагать свои мысли, но и закреплять и защищать свои знания на экзаменах, вытягивая билет. Соответственно, для того чтобы подготовиться к экзамену нужно было проштудировать не одно пособие, пересказать текст и ответить на дополнительные вопросы преподавателей. А сейчас проверка знаний у наших детей сводится к тому, чтобы правильно зачеркнуть кружочек в бланке по ЕНТ. Да и над этими вопросами смеется вся страна. Я не хочу для своего ребенка такого бестолкового обучения. Мы можем лечь костьми, чтобы дать нашим детям лучшее образование. Но, может быть нам родителям немого успокоиться и не реализовывать свои несостоявшиеся амбиции в наших детях, лишая их детства. Тогда как вчерашние двоечники, которые практически не учились в школе, стали директорами банков и крупных предприятий, значит, все-таки наши учителя могли донести и втолковать хотя бы элементарные знания. А сейчас получается, что дальнейшие успехи и будущее наших детей зависят не только от их образования, а прежде всего от умения считать деньги, наличия связей и безграничных возможностей родителей.
Брусс Ника