Пипл хавает
Заплатив недавно за ужин трясущимися руками 32 тысячи тенге (две порции роллов, салат «Цезарь», отбивная с рисом, две кружки тёмного пива, стакан молочного коктейля, одна порция супа-пюре, чайник чая) в одном из таких заведений, невольно задались вопросом — из чего и как формируются цены на готовые блюда в кафе нашего города? Процент за обслуживание отмели сразу. Во-первых, он, как правило, вбит отдельной строкой в счет. Во-вторых, актауский сервис - самый суровый сервис в мире. В некоторых кафе после того, как официанты смерят посетителей оценивающим взглядом, видимо, прикидывая на глаз, насколько клиент платёжеспособен, тут же теряют к нему интерес. Дозваться официанта или привлечь его внимание жестикуляцией не всегда удаётся, а если и получается, то идет он к столику с видом оскорбленного «высочества», которого отвлекли от решения задач государственной важности. Грязную посуду, порой, убирают только тогда, когда за ее скоплением уже не видно сидящих. И даже при таком качестве обслуживания и таких заоблачных ценах на блюда, в итоге умудряются приписать внизу 10% официанту на чай. Хотя за такие то цены, я, например, хочу - да что там хочу, я требую! - двух полуголых мулатов с опахалами по обе стороны от моего столика.
Чтобы не заниматься «гаданием», я решила узнать, из чего складываются цены в меню, непосредственно у владельцев кафе. На контакт шли не все, но некоторые все же решились объяснить. Один долго рассказывал мне о «калькуляции себестоимости готовой продукции», в надежде на то, что я все равно ничего не пойму и отстану. Что ж, его надежды полностью оправдались. Второй, долго разглагольствовал об особенных продуктах, которые привозятся чуть ли не с Марса, о престиже, о шеф-поваре, который единственное что Королеве Елизавете не готовил и т.д. И только один ответ владельца бара показался мне наиболее приближенным к правде, может быть, отчасти от того, что это мнение, нашло точки пересечения с моим собственным.
- У актаусцев, - сказал мне хозяин бара, попросивший не называть его имени, - непреодолимая тяга к понтам.
- Я заметил, что актауские люди готовы платить любую цену по меню, чтобы выделиться и похвастаться своим благосостоянием или сделать вид, что оно у них есть. Я сам никогда бы не заплатил за чайник обычного чая «Липтон» 10-15 долларов, даже если бы был миллионером, а вы платите. Одним словом цены такие, потому что «пипл хавает». Сейчас каждое новое кафе, претендующие на приставку «модное», ставит высокие цены в меню, потому что: во-первых, ровняется на конкурентов; во-вторых, зарабатывает таким образом эту самую приставку «модное», опять-таки играя на любви местного населения к понтам. Ведь все знают, что спрос рождает предложения. Следовательно, не велись бы люди на такие цены, их не было бы, - считает мой собеседник.
Получается, что мы сами виноваты в том, что от цен в наших кафе и барах глаза покидают орбиты. От себя я бы добавила еще пару аспектов, которые, по моему сугубо личному мнению, находят отражения в ценах. Во-первых, (это из собственных наблюдений) цены в меню в Актау зависят от вывески. Достаточно к названию кафе налепить слово на иностранном языке и можно загибать цены без зазрения совести. Вторым аспектом, приводящим к завышению цены, является обязательное наличие в составе дирекции кафе гражданина иностранного происхождения. Это тоже как бы весомый аргумент для того, чтобы накинуть несколько сотен сверх разумной цены на блюдо.
Для сравнения приведу цены из меню не в барах и кафе, а в лучших ресторанах мира, которые известны не только своей изысканной кухней, безупречным интерьером и обслуживанием, но и получившие наивысшее признание — звезды «Мишлена»:
Petermann’s Kunststuben (Цюрих)? ? Меню из шести блюд включает фуа-гра, цукини с лангустами, гребешки, грибной суп и тыквенный чатни вино (151$ - чуть больше 22 тысячи тенге).
Tetsuya’s Restaurant (Сидней) Французско-японское меню, состоящее из десяти блюд (135$ - 20 тысяч тенге, если округлить)
Yamazato (Амстердам) Превосходное сезонное меню из семи блюд стоит 108 долларов (16 тысяч тенге) на человека, есть и другой набор меню, некоторые из которых можно назвать недорогими: цены колеблются от 30 (4,500 тг.) до 84 долларов (12,600 тг.).
У всех этих ресторанов богатейшая история. Для того чтобы получить хотя-бы одну звезду «Мишлена» нужно иметь первоклассные кухню и сервис.
Наши же воротилы ресторанного бизнеса по поводу всяких там мишленовских звёзд не парятся, потому как - зачем? Конкуренция в городе, в принципе, «никакая», а значит можно поиметь максимум при минимальных затратах как на продукты, так и на обслуживание.
Помимо дорогущих баров, есть в Актау места общепита, где все на первый взгляд кажется вроде бы дёшево, работают они по системе «Шведский стол». Висят себе смешные ценники на контейнерах с готовой едой, подходи, накладывай, наслаждайся обедом. Но... Дешево здесь все только на первый взгляд... Потому как цены на выбранные вами яства, буду зависеть не от ценников, висящих на контейнерах, а исключительно от настроения и исправности глазомера официантки. А он у них, знаете ли, смещён или линзы с диоптриям +10 входят в обязательную часть рабочей атрибутики.
Такой вывод навеян собственным опытом, который был, мягко говоря, не самым приятным. Обычный обед с коллегами в таком заведении закончился скандалом. Накладывая себе еду, практически любой человек, привыкший контролировать свои финансовые средства, примерно прикидывает конечную сумму того, что нагреб в тарелку. Сумма в моей голове и расчёты официантки расходились в несколько раз. Из-за этого пришлось потратить 15 минут на то, чтобы объяснить и наглядно показать обслуживающей нас девушке, чем пол-ложки картофельного пюре, которое я себе положила, отличается от двух ложек того же пюре, которое она мне насчитала. Мои коллеги, до этого покорно принявшие подсчёты этой официантки, глядя на заварушку попросили пересчитать и их обед. В итоге оказалось, что нас четверых обсчитали (в пользу заведения, конечно) почти на две тысячи тенге. Пока мы бурно отчитывали официантку, к разговору подключились люди, сидящие за соседними столиками, которые подбадривали нас высказываниями: «Правильно, девушки, так их. Постоянно тут обсчитывают. Только мы не ругаемся, смысла нет».
Вот это пресловутое «смысла нет» в сознании наших граждан и развязывает руки официантам и владельцам кафе. Ведь только один из десяти посетителей, самый вредный вроде меня, заставит пересчитать и объяснить каждую цифру в счете, остальные молча расплатятся и вернутся снова. А это значит, что можно наворачивать цены и дальше, приписывать, завышать, обсчитывать. Ведь «пипл хавает»...