Учат в школе
«371. Белку с полными лапками орехов посадили на гладкий горизонтальный стол и толкнули по направлению к краю. Приближаясь к краю стола, белка почувствовала опасность. Она понимает законы Ньютона и предотвращает падение на пол. Каким образом?»
И еще: «3. В психиатрической больнице есть главный врач и много сумасшедших. В течение недели каждый сумасшедший один раз в день кусает двух человек (возможно и себя). В конце недели оказалось, что у каждого из больных по два укуса, а у главного врача — сто укусов. Сколько сумасшедших в больнице?»
«Задача 3. Папа, мама и старшие сестры ужинают, а младший бpат Васенька сидит под столом и пилит ножку стола со скоростью 3 см в минуту. Через сколько минут закончится ужин, если толщина ножки стола 9 см?»
Каждый родитель, безусловно, может привести собственные примеры. Нынешние учебники не ругает только ленивый. Расскажу случай из собственной жизни. Мой сын перешел тогда в 9 класс, учился он в некрасовской школе, и учебники мы покупали сами. Как-то вернувшись с работы, я увидела большую стопку книг. Сверху лежал учебник по экономической географии Казахстана. Я решила посмотреть, что там пишут о Мангистауской области. Уже второй абзац поверг меня в ужас.
Цитирую: «… в Новом Узене развита газоперерабатывающая промышленность». Между тем, с 1992 года город Новый Узень на всех картах обозначен как Жанаозен. Как такового переименования вроде бы и не было, просто русское название перевели на казахский язык. В учебнике издания 2005 года старое название выглядит, по меньшей мере, странно.
На следующей странице читаю про пищевую промышленность: «В городах Ералиево и Баутино работают рыбоконсервные заводы». Всегда считала, что в Мангистауской области всего три города: Актау, Жанаозен и Форт-Шевченко. Почему авторы учебника решили повысить административный статус еще двух населенных пунктов – понять трудно. И опять же, нет у нас на картах села Ералиево, есть одноименная железнодорожная станция. А само Ералиево давно переименовано в Курык.
А еще «продукция Новоузеньского газоперерабатывающего завода является сырьем для завода пластмасс в Актау». Но ведь наш завод пластмасс никогда только на местном газе не работал. Решила уточнить, позвонила знакомому, который работал на ЗПМ. Да, первоначально этан узеньского завода использовали для производства этанолбензола, но сам бензол был привозным. Далее из полученного полимера делали стирол, а из него уже конечный продукт – полистирол. В начале девяностых в цехе по производству стирола произошла авария. С тех пор завод если и работал, то только на импортном сырье.
«К крупнейшим центрам рыбного хозяйства относятся Баутинский рыбоконсервный завод и Ералиевский рыбный завод». В Баутино действительно был рыбоконсервный завод, который в середине девяностых почил в бозе. А в Ералиево, ныне Курыке, по воспоминаниям старожилов (я специально уточняла), существовала давным-давно артель по вылову рыбы.
Кстати, в этом разделе авторы учебника называют Ералиево уже не городом, а поселком городского типа. И в этом поселке, как выясняется, имеется трикотажная фабрика. Но жители Курыка утверждают: никакой фабрики здесь никогда не было, работал только швейный цех.
Узнав столько нового, или хорошо забытого старого, я уже не удивлялась, читая, что у нас в Мангистау есть зерноводство, только развито оно слабо, есть нефтеперерабатывающий завод, а в Актау имеется атомная станция с опреснительной установкой. Странное слово – «имеется». Реактор остановлен в конце девяностых. А здание реакторного завода, действительно, пока на месте.
Прочтя главу, посвященную Мангистау, в другие разделы я заглядывать не решилась. Кто его знает, что там еще в нашем большом Казахстане есть?
Авторы учебника уже в предисловии пишут: «Экономическая география – это наука, изучающая закономерности географического размещения производства, условия и особенности его развития на определенных территориях». О каких закономерностях можно говорить, ежели авторы учебника даже не удосужились проверить данные, взятые из сомнительных источников.
У меня, после прочтения одной главы этого учебного пособия, возникло ощущение, что книга эта повествует об иной реальности. Знаете, в современной фантастике герой иногда попадает в другое измерение. Наш шедевр альтернативной географии называется «Экономическая и социальная география Казахстана». Выпущен он алматинским издательством «Мектеп» в 2005 году, авторы Е.А. Ахметов, Н.Н. Карменова, Ш.Ш. Карбаева, Б.К. Асубаев. Рекомендован учебник ученикам девятых классов общеобразовательных школ, утвержден Министерством образования и науки РК.
И вот такие учебники смеха уже не вызывают. Они вызывают страх, если отследить цепочку от начала до конца. Усердный ученик, хорошо усвоивший данные школьного учебника, может решить стать, например, экономистом. Руководствуясь полученными знаниями, он такое напланирует... И тогда вопрос, заданный моему коллеге, работающему на столичное издание: «Каковы у вас в Мангистау виды на урожай пшеницы?» не покажется нам странным.
Впору спросить: кто пропускает такие учебники в школы? И самой же на него ответить: специалисты из министерства образования. А почему? Да потому, что они получают мзду от авторов этих опусов и закрывают глаза на качество учебного пособия. Видно, большую мзду...
Тогда еще один вопрос - риторический: неужели для чиновника сиюминутная выгода важнее, чем будущее нашей страны?
Алена Логинова