Казус четырех «Б»

О том, почему Актау второго десятилетия XXI века превратился в Чикаго тридцатых годов XX века рассуждает шеф-редактор «Лады» Алена Логинова В Актау стреляют. Стреляют утром, стреляют днем, вечером и ночью. Стреляют в людных местах, принародно... Горожане негодуют и боятся, винят полицию в бездействии, вспоминают безмятежный тихий Актау прошлого века. Говорят: даже в так называемые «лихие девяностые» в нашем приморском городке было спокойнее.

Но, по моему мнению, именно тогда и было брошено в землю семя, которое дало такие зловещие всходы. И нынешняя стрельба — это плод того времени, вернее БЕЗВРЕМЕНЬЯ. Вот вам и первая «Б». Первая «Б» из четырех, в их сочетании я вижу причину ситуации, которая сложилась сегодня.

Посмотрите, кто стреляет — молодежь, парни, которые родились и росли в девяностые годы. Вспомните тот период — предприятия закрываются или простаивают, работы нет, а если и есть, то за нее не платят. В счет зарплаты дают зубную пасту, туфли, в лучшем случае — китайскую тушенку. Люди выживают кто как может, самый надежный доход — от торговли на рынке. Расцвет эры «челночников».

Рождаемость резко падает, детские сады закрывают. А у тех немногих детей, что рождались в начале девяностых — повышенный тонус. В детской поликлинике — очередь к невропатологу, у всех один диагноз. Причины гипертонуса ясны — трудности быта, неуверенность в завтрашнем дне, озлобленность, БЕЗНАДЁГА. Вот и вторая «Б».

В романе Улицкой доктор Кукоцкий вспоминает «текст письма вавилонского жреца и врача Бероса, в котором тот объяснял своему ученику, что вот уже тридцать лет, как звезда Тишла вошла в созвездие Сиппару и мальчики с тех пор рождаются более крупными, более агрессивными, и ручки их как будто держат копье... «Неудивительно, – пишет далее врач, – что последние десять лет идут непрестанные войны – эти мальчики-бойцы выросли и не могут быть пахарями». Дети начала девяностых родились в мирное время, но их кулачки все равно крепко сжаты.

Дальше дети росли, многие как сорная трава. Родители были заняты добыванием денег. Главное, чтобы семья не голодала. Работали за копейки круглые сутки - детей надо кормить. О пище духовной думать некогда. Когда матери почитать ребенку «Дети подземелья», разбудить в нем сочувствие и милосердие? Она на ногах еле держится после дня на базаре.

Альтернатива домашнему воспитанию — детский сад — слишком дорог. Поэтому и воспитательница малышу ничего не почитает. Зато появились видеомагнитофоны и Сега с первыми примитивными стрелялками. Там на экране все проблемы разрешаются просто — пиф-паф. И ребенок не плачет над злоключениями бедной Серой Шейки, он радостно смеется, «убив» своего врага в виртуальном мире. Отсюда — БЕЗДУХОВНОСТЬ. Вот вам и третья «Б».

Девяностые — эра стремительного обогащения одних и обнищания других. Моральный кодекс строителя коммунизма ушел в прошлое, ему на смену пришли законы Дикого капитализма: «Ты не обманешь, тебя обманут» и, главное, «Деньги решают все». Подрастающее поколение слышит разговоры взрослых и мотает на ус.

Оказывается, можно украсть чужую — раньше считавшуюся общей — собственность и прослыть умным бизнесменом. Ведь все знают, что в основе любого крупного состояния лежит преступление. Весь мир так живет.

Оказывается, можно убить и откупиться. Откупиться можно от всего — от армии, от совести. Даже в привилегированной школе, где за одну тройку исключают, детям спонсоров прощают все — и двойки, и плохое поведение. Господствует двойная мораль. Есть серая масса — им ничего нельзя. И есть сильные мира сего — им можно все. Им все сходит с рук. И это четвертая «Б» — БЕЗНАКАЗАННОСТЬ.

Серой массой не хочет быть никто: «Мы все глядим в наполеоны». Отсюда уверенность — выкрутимся.

А дальше? А дальше надо только взять в руки обрез. Благо, это не трудно. Мне объяснили: в Мангистау полно охотников, у каждого есть ружье, если сказать, что ты его потерял, то нужно заплатить штраф — всего 8 тысяч тенге. А как из ружья сделать обрез — в интернете написано. Сейчас ведь уже не начало девяностых, интернет у всех.

А полиция? А что полиция? Если они станут проверять каждого прохожего на наличие обреза, то мы первые начнем кричать о нарушении прав человека и полицейском произволе. С обрезом наперевес у нас пока не ходят, а брошенный на землю окурок заметить легче.

Вот и идут эти молодые, дерзкие, уверенные в своей безнаказанности и не испытывающие, как доктор Швейцер, «благоговения перед жизнью» с обрезами на разборки. И стреляют «НЕ В ТОГО» или вообще «В ВОЗДУХ».

Но я не верю, что человек, даже выросший на компьютерных играх, не понимает разницу между игрой и реальностью. Я не верю, что они, эти виртуальные стрелки, не знают, что в жизни нет магического сочетания кнопок Ctrl-Z, отменяющих последнее действие.

Поэтому я считаю, что наказывать их нужно по-настоящему — большими сроками, чтобы другим неповадно было!

Алена Логинова