ДЯДЯ, СОТКИ И БОКСЕРСКИЙ МАТЧ

«Ну, ты хитрый, Тимка, по моим стопам пойдешь…» - посвящается моему дяде - Бахтияру Бекмаганбетову. «Ну, ты хитрый, Тимка, по моим стопам пойдешь…» - посвящается моему дяде - Бахтияру Бекмаганбетову.

4 мая будет ровно год, как не стало выдающегося журналиста, мастера слова и обладателя звания «Золотое перо» Тимура Неталиева. По крайней мере, под таким именем его знали друзья и коллеги. Для меня он всегда был просто… Бахтияр ага.

Прежде чем ознакомиться с данным материалом, дорогие читатели, хочется, чтобы вы знали: это очерк о личности, написанный на основе лишь субъективного мнения и воспоминаний о любимом дяде его раздражающим племянником.

Почему раздражающим? Задавая вопрос самому себе, на ум приходит лишь один ответ. Это история, которую Бахтияр ага рассказывал мне на протяжении всей жизни. История, которая ярко показывает, что раздражать своего дядю я начал еще в раннем детстве.

Шёл год или 1999, или 2001. Весь мир обсуждает предстоящий финал чемпионата по боксу, где ожидалось выступление нашего соотечественника. Бой должен был начаться в воскресенье ранним утром. Чтобы вы понимали, настолько ранним, насколько Геннадий Головкин заставляет казахстанцев просыпаться по утрам.
Бахтияр ага с нетерпением ждал этого матча, о чем я узнал только спустя несколько лет. Как и полагается, мой дядя, как истинный патриот и фанат бокса, проснулся в 05:30 утра, чтобы подготовиться к просмотру предстоящего поединка.

Он ждал этого матча, как второго пришествия. Это его слова, не мои. И вот оно – то «прекрасное» утро, когда весь Казахстан проснулся, чтобы поддержать своего боксера. Весь Казахстан и маленький шкет по имени Тимка Ниталиев.

«Этот шкет обломал мне бой века! Отец, разве так можно, Вы же сами ждали этого матча!» - с возмущением обратился Бахтияр ага к своему папе и, по совместительству, деду Тимки Ниталиева, после того, как этот щегол проснулся в одно время с началом трансляции и потребовал переключить канал единственного в доме телевизора на мультики!

Этим шкетом был я. И в свою защиту я скажу, что этот маленький мальчик просил включить не просто мультики, а легендарного «Человека-Паука».
«Перед отцом встал выбор: бокс или спокойствие любимого внука, единственного наследника. Конечно, он встал на твою сторону и военным тоном приказал мне выключить бокс и поставить этого гребаного «паука».

Мне пришлось в шесть утра в воскресенье переться через весь город к своему другу, чтобы увидеть бой на его телевизоре.
С того самого дня ты меня раздражаешь», - с иронией рассказывал мне о том дне любимый дядя.
А раздражать я, видимо, умел знатно. Как сейчас помню, что каждый приезд Бахтияр ага в Актау знаменовался для меня приобретением нового сотового телефона. Ну, как нового… я просто отжимал мобильник у дяди. А он, собственно, не был против. Только вид делал.

Отмечу, что моему примеру последовали и мои обезьянки… простите, сестренки. Каждая из них по мере взросления, научившись у меня, начали рэкетировать любимого дядю каждый его приезд, требуя купить новый телефон.

Что же, сестренок он, видимо, любил больше: в отличие от меня, им Бахтияр ага покупал реально новые телефоны. Самое яркое воспоминание – последнее. 2016 год. Дядя прибыл в родной город у Каспия, чтобы отметить 50-летие в кругу семьи. Приехал он ненадолго, дней на пять-семь.

За пару дней до его отъезда активизировалась моя младшая – Анель Ниталиева. В том году вроде вышел новый Samsung S7. Хотя, я могу ошибаться. Суть в том, что она своим жалобным взглядом сумела выпросить себе эту новую модель смартфона. На моих глазах Бахтияр ага отдал продавцу порядка 300 тысяч тенге, если я не ошибаюсь. Хотя, могу.

Я всегда был уверен в безграничной щедрости своего дяди. Но то, что я узнал позднее, повергло меня в шок. Как оказалось, Бахтияр ага купил этот чертов телефон на свои последние деньги. Действительно, последние.

Все, что у него осталось – 5 000 тенге, билет на самолет в столицу и 20 дней до зарплаты. Ах, да, еще до ушей довольная племянница.
Щедрым был Бахтияр ага. Таким щедрым, что в ресторане он мог оставить официанту чаевых на 20 тысяч тенге... просто за то, что виски быстро принес.
За красивые глаза (хотя, может, далеко не за глаза) официантке он мог дать и побольше. А на следующий день осознать, что до зарплаты у него осталось лишь 2 000 тенге.

Как он выживал, я не знаю. На что он жил, мне тоже неизвестно. Но одно я знаю точно: Бахтияр ага жил на широкую ногу и никогда ни в чем себе не отказывал. Деньги – приходящее и уходящее, а впечатления, знания и эмоции – бесценны. Урок номер один от любимого дяди.
Еще, помнится, я понял, что хочу быть похожим на своего любимого дядю, когда он написал разгромную статью об «Актау-Сити». Кажется, заголовок был следующим: «Актау-Сити? Да не свистите!».

Не знаю, после этой статьи или нет, но проект свернули, толком не начав. А к следующему своему приезду в Актау Бахтияр ага попросил моего отца обеспечить ему достойную охрану, опасаясь, что в родных пенатах его не примут из-за объективной, но разгромной статьи.
«Дэнчик (имя отца), меня там в аэропорту с обрезами встречать не будут?» - на полном серьёзе спрашивал он у моего папы.

Я перенял образ жизни Бахтияр ага на себя. Стараюсь подражать ему во всем, а где-то даже и опережать.

Свой карьерный путь я начал в редакции информационного портала Lada.kz и еженедельника газеты «Лада».
Ровно там, где начал свой путь Бахтияр ага.
Когда меня приняли на работу, я спросил у главного редактора, не из-за родства ли это нашего? На что мне ответили твердым: «Нет».
Бахтияр ага не был моим учителем в журналистике. Эту роль взяла на себя его учитель – бессменный главный редактор Lada.kz Светлана Эшметова.

Единственное, о чем она попросила меня, когда взяла на работу – не рассказывать об этом дяде, пока не придет время. К слову, в «Ладу» я устроился в аккурат за день до 50-летия Бахтияр ага.

Я нарушил обещание, данное своему шефу, и порадовал своего любимого дядю в день его рождения. Я рассказал ему, что без посторонней помощи и поддержки у меня получилось зарекомендовать себя у Светланы Эшметовой. Таким счастливым, клянусь, я не видел его никогда.

Примечательно, что после этого я не видел его больше и вовсе. Только на похоронах и то, в простыне. Так что, простите меня, Светлана Александровна, но я даже ничуть не жалею, что нарушил тогда обещание, данное Вам.

Иначе я бы просто никогда не увидел этих по-настоящему счастливых глаз.

Для многих остается загадкой, почему же моего дядю все называют по-разному: Бахтияр или Тимур. Отвечу коротко: ему нужно было придумать псевдоним, когда он пришел в журналистику. И тогда он решил, что возьмет имя и фамилию своего раздражающего племянника. К слову, по документам его зовут даже не Бахтияр.
До того, как прийти в журналистику, дядя работал учителем. В Актау работает немало журналистов, которые помнят Бахтияр ага именно в этом амплуа. С ними мне посчастливилось познакомиться, поработать и много чему научиться.

Не буду называть имен. Они и так прекрасно знают, что эти строки о них. Они стали мне лучшими друзьями, семьей. Одна из них, занимающая пост главного редактора одного из информационных порталов, рассказывала, что в детстве любила издеваться над своим учителем – моим дядей.
В то время, пока мы работали вместе, я «отомстил» за тебя, Бахтияр ага. Причем, утверждение это не мое, а именно той ученицы.

«Тима, вот карма, действительно, работает, в детстве я твоему дяде не давала покоя, а теперь ты мне!» - со смехом всегда вспоминает она.
Воспоминания – самое ценное, что есть у человека. Благодаря им мы помним, кто мы есть, откуда пришли и куда идем. Я люблю перебирать воспоминания. И плохие, и хорошие. С Бахтияр ага у меня связано много воспоминаний: и тех, и тех.

Когда я буду умирать, я вспомню три вещи: мультик «Человек-Паук», свой первый крутой телефон и те самые, по-настоящему счастливые глаза.
Не знал, как закончить материал, а потому просто добавлю строки, которые написал через 12 часов после известия о кончине моего любимого дяди:
С детства мечтал стать тем, кем был Он. Журналистом, да причем с большой буквы. Поначалу, каюсь, мечта была обоснована лишь наблюдениями над тем, как Он по нескольку раз на год отправлялся в очередную новую страну. В командировку или в отпуск, неважно.

Но каждый год Он открывал для себя новые земли, впечатления и знания. Вот и минувшей ночью Он отправился в очередной полет на неизведанный континент. Все в Его духе. Печально лишь то, что из этой командировки возврата нет.

И я, как мечтал с детства, буду также летать везде и всюду. Но не так далеко. Так далеко мне еще рано. Так далеко рано было и тебе, Бахтияр ага.


Тимур Ниталиев