А прописные истины забыли…
Начну с ученического опыта.
Когда я пошел в первый класс, мне очень хотелось попасть в ученики к Раисе Максимовне Молотковой. Ее я знал хорошо - она была доброй женщиной, к тому же моя соседка, которая всегда ко мне хорошо относилась. Но первого сентября на своем первом уроке я плакал - меня отдали в класс к Марии Федоровне. Для меня это была трагедия. Но она, погладив меня по голове, забрала у меня мою авторучку с синими чернилами и подарила свою с красными, которыми должна была править наши ошибки. Меня тогда распирала невероятная гордость, что все пишут синими чернилами, а я красными да еще ручкой учительницы. О Марии Федоровне у меня остались самые теплые воспоминания.
Когда я через тридцать лет после окончания школы узнал, что она в свои 80 лет все еще преподает в нашей школе, я был крайне удивлен. Но получил ответ, что она лучший учитель в школе и вполне справляется со своими обязанностями.
Это я написал к тому, что заявление руководства ГорОО о том, что директор школы-гимназии №4 Валентина Александровна Малых не может быть директором, поскольку она пенсионного возраста.
Я знаю руководителей университетов, которые в 70 и более лет успешно справляются со своими обязанностями. Возраст и немощь понятия относительные.
А вот свойственные для Мангистау понятия «свойские» и «родственные отношения» - это уже притча во языцех. Назначения у нас получают именно по таким принципам. И это очень хорошо видно при смене руководства любого из департаментов при акимате.
Хотя и в начальники облУО иногда попадают рядовые учителя по начальной военной подготовке, которые только что из армии и четко знают команду «Упал – отжался!».
На этом месте немного отвлекусь, чтобы сказать о том, как я перестал уважать учителей. Впрочем, эта профессия вообще стала неуважаемой. Крайне странная ситуация для нашего общества. Учителей любили и уважали в царской России, в советские времена, а сейчас — это практически изгои общества.
Интеллигенты на правах бомжей
Возвращаюсь в свое ученическое детство.
Была у нас учительница математики Галина Ивановна Быбочкина. Как вспомню - так вздрогну. К своему предмету относилась настолько требовательно, что это был, пожалуй, единственный предмет, по которому я либо делал домашние задания, либо с утра срочно списывал у одноклассниц.
В школе гуляла поговорка: «Если у Галины имеешь твердую тройку, можешь смело поступать на физмат». Жадная была на хорошие оценки. У нас две девочки лишились золотых медалей только из-за того, что именно по алгебре получили четверки. Хотя наш директор и родители Галину Ивановну уговаривали: «Ну что вам стоит?..», железная математичка твердо заявила, что у нее раздолбай и лентяй Нестеров, которому она с трудом ставит четверку, лучше знает математику, чем две эти девчонки, которые просто зубрилы.
А сейчас ни одна «марьиванна» перечить руководству не решится.
В нашем образовании сложилась аномальная ситуация. На учителей оказывается огромное давление из-за оценок учеников и результатов ЕНТ. Абсурдно, но педагогам неформально запрещают ставить «двойки» ученикам. Как говорится: ««Два» - в уме, «три» - в табеле». Такую установку даёт отдел образования администрации школы, а те, в свою очередь, приказывают учителям всячески избегать неудовлетворительных оценок. Объяснение очень простое: с «двойками» у школы будут низкие показатели, а у учителя будут еще и моральные проблемы с родителями двоечника.
Если же учитель будет принципиальным, его замучают проверками. Непослушный работник школы обязательно будет наказан.
Вывод: конституционных прав директор школы не имеет, а простой учитель — это вообще крепостной работник образования. С соответствующей зарплатой…
Система Минобразования пожирает сама себя
Исходя из вышеизложенного посыла становится ясно, что ждать от нашего образования чего-то хорошего не представляется возможным. Система образования душит сама себя. Выпуская из школ недоучек, она настроена на то, что самые глуповатые ученики поступят именно в педагогические институты. Потому что именно они и являются на данный момент самыми непрестижными.
В советские времена студенты шутили: «У кого связей нет, тот идет в мед, у кого ума нет, тот идет в пед.». В данный момент эта поговорка стала особенно актуальна: ученики-недоучки поступают в педагогический и из них выходят педагоги-недоучки, которым мы отдаем своих детей на обучение. А ведь учитель это не просто профессия. Там не должно быть людей случайных. Это выбор на всю жизнь и огромная ответственность за будущее страны. Если верить постулату, что дети - наше будущее.
Отверженные и отвергнутые
Когда после падения царского режима в стране начали распределять зарплату, нарком Луначарский сказал, что врачам и учителям можно назначить самую незначительную оплату за их труд, потому что эти люди пользуются таким уважением, что их народ сам прокормит.
На тот момент он был прав. Кормили. По себе знаю - когда у меня умер отец и мама нас, троих детей, на свою медицинскую зарплату тянула, люди, которые приходили к ней за медицинской помощью, приносили продукты.
Я, безотцовщина, остался без маминого присмотра, потому что днем она работала в больнице, а ночью подрабатывала на «Скорой помощи». В итоге, самая нелюбимая мной учительница в школе стала моей второй мамой. Когда меня забирали в милицию, Эмма Петровна Лотохина даже в два часа ночи бежала в УВД, разбиралась с участковыми и следователями и за ручку вела меня домой. Тогда я за ее активность в моем воспитании ненавидел. Сейчас понимаю, что если бы не она, я бы сел в тюрьму, несмотря на хорошее воспитание и образование.
Сейчас педагоги от таких проблем самоустранились. Если что-то с ребенком произошло вне школы — это родители виноваты. Да, где-то это правильно. Родители обязаны нести ответственность. Но что у нас происходит в школах? Педагог прекрасно знает, что в школе группа хулиганов занимается рэкетом и поборами с младших учеников, но вместе с инспектором по делам несовершеннолетних делает вид, что ничего не происходит - закрывает глаза и сама себе думает, что дети сами разберутся. А если нет, то разбираться должны родители.
Да ничего подобного! Решить данную проблему должны те, кто выбрал для себя профессию учителя. Папы и мамы весь день на работе и отдают своих детей на весь день в ваши руки, уважаемые педагоги. Вы, выбрав себе данную профессию, выбрали и свой путь. А это путь помощи самым незащищенным.
Во как пафосно сказал, аж самому неудобно...
Незащищенный учитель
Валентина Александровна Малых (бывшая учительница моей дочери) всегда на родительских собраниях возмущалась, что девочки одеваются в школу неподобающе. Понимаю всех женщин-учителей - девочки порой одевают на себя такие вещи, которые простому учителю не по карману.
Тут выход в принципе простой. Пусть горОО разработает школьную форму. Хорошую и красивую. Желательно нескольких фасонов (для девочек). Убьете сразу нескольких зайцев. Уравняете детей с разной степенью доходов их родителей. Не придется думать - надо ли разрешать в школе ходить в хиджабе, и так далее...
Но дело не в этом. Главное в том, что собственное руководство отдела образования делает все, чтобы профессия учителя стала непрестижной, а сами учителя униженными. По своему опыту работы в газете говорю: труднее всего взять интервью у простого учителя. Умные, образованные люди просто боятся, что их не очень образованное начальство воспримет их слова неправильно и поэтому просят журналистов вначале согласовать интервью с руководством. И это по любому поводу - хоть по негативной теме, хоть наоборот. Нашу интеллигенцию наши чиновники просто поставили на колени. А наши учителя даже жаловаться не научились. Может быть Махно не зря называл интеллигенцию вшивой?
Начальник не прав - учителя пожаловаться не хотят: это не интеллигентно, ставят над ними начальницу-алкоголичку - опять не могут пожаловаться: ну неудобно женщину подставлять. При этом «вшивая интеллигенция» забывает об интересах детей. Извините, товарищи педагоги, злой я на сегодняшний день на вас.
А в качестве предложения к горОО скажу так: будьте демократичнее. Каждая школа ежегодно может сама, путем тайного голосования, решить какой им директор нужен. А может быть даже какой министр образования им нужен. Идея такова: систему образования нужно сбалансировать и оптимизировать так, чтобы и учителям, и ученикам было хорошо и комфортно.
Игорь Нестеров
Краткий курс по распознаванию хороших и плохих учителей