Шок по-адайски
В последнее время все больше ощущения, что народ Мангистау периодически подвергают стрессу. В психологии стресс – это особое состояние организма человека, возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель. К эмоциональным симптомам относятся раздражительность, приступы гнева, беспокойство и повышенная тревожность.
В связи со злополучной идеей, которая блеснула у аксакалов, обстановка в регионе «стрессанула». На всех тоях и садака, на всех мероприятиях один вопрос – что же будет с Жанаозенем? Народ превратился в журналистов, друг у друга берут интервью: «А как ты думаешь?». Народ превратился во врачей, стал искать причину и ставить диагноз аксакалам: «?ас?а, мына шалдар?а не болды?! (Ойбай, что с ними стало вдруг?)».
Когда-то сидевший спокойненько себе в ванной Архимед крикнул «Эврика!», открыв знаменитый закон, позволяющий определить вес тела, погруженного в жидкость. Выбежал на улицу, забыв даже одеться. Ну да, у него-то идея была! А что за идея у нас появилась? Идея, которая сеет тревогу и обиду, идея, которая раскалывает население на два лагеря – разве это идея?
Никогда в жизни мы, молодежь Мангистау, не могли представить, что будет обсуждаться такая тема! Что имя святого Бекет-ата превратится в объект спора и горячих прений. Там, в Огланды так тихо, так хорошо и чисто, ты молишься Всевышнему, душа рвется к небесам и понимаешь что такой энергетики, как на этой святой земле, ты не встретишь нигде. Как-то одна гостья из Москвы, приехав на святыню Ата, изумленно воскликнула: «Как будто на другой планете стою!». И сколько бы не писали об этом великом духовном лидере и мыслителе, никто до сих пор до конца не может объяснить загадку, таящуюся в этой местности. Какими качествами Творец наделил Бекет-ата, что он вот уже несколько веков является для нас самым уважаемым святым – нам эту тайну не разгадать.
Мы здесь родились, мы здесь живем. Наши деды здесь жили и растили нас. Каждый мангистауский житель чтит и уважает его. «Бекет» – девиз адайского рода. Да что там говорить, не только казахи, среди тех, кто приезжает на святыню, очень много представителей других национальностей. А теперь мы решаем извечный вопрос: «Быть или не быть названию Жанаозен?» - «Быть или не быть ему Бекет ата?».
Как бы там ни было, непонятна позиция аксакалов. Они считают, что тем самым мы увековечим имя святого, который, кстати, давно, уже три века назад увековечен. Нас тогда и не было... Поддерживающие идею приводят довод, что имя «Бекет» появится на карте, но легкое ли это дело – менять карту? А еще по некоторым утверждениям, сомнительно происхождение названия Жанаозен. Хотя, старшие рассказывали, что ?зен имеет исторические корни. Там есть большая река (Улкен Озен), малая река (Киши озен) и Талак. В середине их течет река Ашыагар, где вода бежит вперемешку с нефтью.
Что самое обидное, переименование противоречит нашим традициям. А у казахов их много. Одна из них - «Ат тергеу». То есть сноха не должна называть имя старших. Младших она тоже как-то ласково называет. Фантазии ее предела нет. А имя Бекет-ата казахские снохи стараются вообще не говорить. Если она едет на святыню, скажет просто: «Еду к Ата», но не «к Бекет-ата». Вот такое уважение! А как быть в случае переименования, не понятно...
Что за метоморфозы происходят с нашими аксакалами? Или быть может, как говорил Малыш из мультфильма про Карлсона - «Она хочет попасть в телевизор!» – то и тут старейшины решили пропиариться, хотя вроде постоянно мелькают на экранах в связи с проведением различных мероприятий, где они всегда почетные гости. Понятие «аксакал» в нашем образе связано с образом величия и ума. Аксакалы должны подавать пример нам и говорить мудрые мысли. Известно, что для того, чтобы человек жил в гармонии, нужно чтобы его слова соответствовали его делам. Только тогда не будет душевного конфликта. Порой кажется, что у этих аксакалов сейчас идет внутренний конфликт. Так как эти аксакалы - известные люди с огромным потенциалом и богатым опытом, это - наши степные академики, ученые с заслуженными званиями, многие из них авторы книг, которые вошли в наследие казахского народа. Они пишут прекрасные вещи, где наставляют всему хорошему, вот только слова и действия разнятся. Хотя, никогда не поздно остановиться. Кто знает, может аксакалы думали, что Мангистау примет это решение на «ура»? Наивно, однако...
Помнится, как несколько лет назад еще одна «очень инициативная» группа решила нарисовать изображение Бекет-ата и рисунок был опубликован в Детской энциклопедии великих людей «?аза? ханды?ы» (фото смотрите выше). Они хотели создать образ Бекет-ата - мол, пусть поколение представляет его как- то. Рисунок одобрили известные деятели страны. На картинке был нарисован некий мужчина с шапкой на голове. Похоже, что художник Н.Карымсаков увидел его во сне и решил, что это Бекет ата. Эта картинка вызвала всплеск эмоций. Еще тогда известный журналист Жанибек Кожык остро писал об этом и поднимал вопрос. Ведь в исламе очень щепетильно относятся к вопросу создания образа святых. А тут нарисовали уважаемого святого! К сожалению, изображение облика Бекет-ата так и распространилось. Более 10 книг перепечатали его. Были выпущены календари с образом Ата. Наверное, у кого-то оно даже висит дома... Это был шок по-мангистауски!
Известные деятели по поводу переименования говорят много. Запомнились фразы врача Сулеймена Бердаулетова, что «Бекет-ата всегда был для нас защитой, если мы не сможем проявить гражданственность и защитить его имя – грош нам цена». Известный журналист Кожахмет Демеубергенулы, автор 20 программ, посвященных Бекет-ата, говорит, что потерял сон. Он в недоумении: откуда появилась такая необходимость? Представьте, газета будет писать статьи о городе Бекет-ата, а потом эта газетка оказывается, извините, в туалете! Как такое можно допустить?
Самое интересное: проходит информация, что аксакалы в своем обращении пишут: «Это не только наше желание, это желание всех жителей Мангистау.» Хочу спросить: кто представляет это желание народа, разве проводили референдум или люди стояли около Огланды и кивали головой в знак согласия? Кто посмел взять на себя право делать заявления от имени всего народа?
Понятно, что ребрендинг города сразу же повлечет за собой трату денег. Менять штампы и печати (кстати, там будет и печать тюрьмы, к примеру) и все остальное – расходы не маленькие. Хотя, одно «но»... Оказывается, по данным политолога Ерлана Карина, в 2008 году был принят мораторий, который запрещает переименовывать населенные пункты, так как это требует значительного финансирования. Несмотря на запрет, с 2008 года в стране было переименовано 7 районов, 195 населенных пунктов.
Инициаторы верят, «что после переименования в Жанаозене будет развиваться духовное воспитание молодежи, и вообще поменяется атмосфера. А что там менять-то? Там живут наши родственники, друзья - абсолютно нормальные люди. Может аксакалы имели в виду экологический вопрос, тогда вопрос с атмосферой актуален и в Актау. Почему мы, выезжая в сторону Акшукура, должны каждый раз чувствовать запах вони со стороны хвостохранилища? Вот здесь бы ваши настойчивые предложения радовали нас.
Помню, старшие рассказывали, имя «Бекет» казахи не давали детям - это редкость большая, даже были случаи, когда ребенок с таким именем в младенчестве умирал.
Мы видим много примеров из жизни, когда имена не влияют на поступки человека. Среди нас много Абаев, Мухтаров, даже есть те, кто носит имя пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует!), но на самом-то деле не все носят великие имена с почтением и душевной чистотой.
А имидж Жанаозена никогда и ничем не будет осквернен. Это город настоящих труженников. Очищать его не нужно. Он чист, он горд. Там живут такие же люди, как и во всех городах, они трудятся на благо страны.
Бекет ата не нуждается в возвеличивании, он скромен и прост. Просил перед тем как к нему приехать, обязательно посетить и помолиться за Шопан ата и Огланды. Народ до сих пор сохраняет этот маршрут. Вот его величие. Ему слава не нужна. Ему нужен покой.
Не нужно принимать скорых решений. Не нужно менять название Жанозен! Не нужно в повседневной обыденности касаться имени Святого Ата.
Автор - Алтынгуль Мендихан
Журналист еженедельника "Лада". Окончила Университет мировой литературы и журналистики.
Почти 10 лет проработала на радиостанции "Тандем"