Образование за 25 лет
Всем известно, что образование - это фундамент будущего поколения. И для хорошего фундамента нужен как качественный материал, так и квалифицированный специалист.
Очень радует тот факт, что на среднее образование из государственного бюджета тратят в два раза больше, чем на оборону. Однако, увеличив затраты из бюджета, нельзя поднять образование на необходимый уровень.
Один из проблемных вопросов - это преподавательский состав. Последний раз преподаватели ВУЗов Казахстана массово повышали уровень своей квалификации в зарубежных научных институтах еще в период «совка», а точнее – его развала.
Буквально недавно студентов, обучающихся по программе «Болашак», отправляли за границу сроком на один год. Каждый год наше государство отправляло где-то три тысячи студентов. Но какая же отдача была от этой программы?!
Представим: наши студенты отучились «по-болашаковски», и все (в наилучшем случае) вернулись обратно в Казахстан. Однако мы знаем, что не все возвращаются на родину.
Вообще ситуация в самой стране такова, что нынче даже обладатель диплома мехмата КазНУ может к 40 годам работать риелтором и считать эту работу гораздо более правильной, чем работа «на благо Родины». Но это уже о казахстанских выпускниках, продолжим про стипендиатов.
Часто наши студенты, получившие целый кладезь знаний за рубежом, связывают свое будущее именно со страной, в которой они обучались. Конечно, они отработают оговоренный срок, а потом просто уедут обратно, так как у нас отсутствуют условия. И мы опять будем вкладывать огромные средства для получения высококлассных интеллектуальных специалистов, подготовленных за рубежном. И даже если все они не уедут, то и их вклад окажется ничтожным, так как каждый год посылали три тысячи студентов, а отечественные ВУЗы ежегодно готовят приблизительно 150 тысяч студентов.
А теперь подумайте, друзья, что если вместо тех же «болашаковцев» отфутболивать за границу профессорско-преподавательский состав??? Посылая их на переквалификацию сроком на полгода, можно было бы отправлять ежегодно до шести тысяч преподавателей в течении трех-четырех лет. И за это время мы могли бы переподготовить около 20 тысяч квалифицированных преподавателей! При этом после переподготовки надо проверять качество полученных знаний. А для этого необходимо создать определенную комиссию для контроля за этим процессом.
Самое важное, что сейчас вы не увидите в государственных ВУЗах следующую картину: преподаватель стоит у доски с пожелтевшей книжкой и мелом в руках... Побывав во многих ВУЗах, я убедился: такие новшества, как электронные доски и доступ к интернету – не редкость, а правило.
Отдельный вопрос - школы. Для детей место получения знаний ассоциируется с тюрьмой. Срок отбывания — от девяти до 12 лет общего режима с перерывами. Ежедневные пытки надзирателями (коими считают учителей). Почему же так?
Делая каждый раз уроки, дети не понимают, чем им в жизни поможет биология, химия или другие предметы. Зачем человеку, который хочет стать специалистом в машиностроении, цитология? Конечно, это все делается для развития кругозора. Но пичкая подростка всей возможной информацией, можно запутать его. Впоследствии он уже не сможет самостоятельно определить, в чем его призвание.
Было бы лучше, если бы при переходе в средние классы ученик мог определять тот или иной приоритетный предмет и оттачивал свои знания в этой области. Было бы прекрасно, если бы можно было выбирать предметы, и при этом они бы не влияли на табель.
Обычные предметы, типа языков и математики, нужны, с этим никто не спорит. Однако в школе до сих пор есть уроки, без которых можно обойтись, но которые оказывают влияние на успеваемость в табеле. Речь идет о музыке, рисовании, труде и физкультуре. Если есть интерес - радуйся, полученная без лишнего напряга пятерка в табеле твою жизнь не ухудшит. И даже распоследнему двоечнику приятно иметь хоть одну эту пятерку по пению. А вот если нет - пиши пропало, ибо за один-три часа в неделю никакой преподаватель, будь он хоть обладатель «Нобеля» (в области трудов, ага) тебе этого не привьет. Хотя, в принципе, исправить ситуацию можно, но для этого надо записаться в музыкальную/художественную школу/кружок-мастерскую/спортивную секцию, а это, в общем-то, вполне полезно.
Наша система образования должна учитывать будущие предпочтения ученика. И уроки будут проходить более сосредоточенно, и ученики не будут переживать за другие предметы в аттестате.
Школа - это не модель жизни. Более того, школа создает неподлинную модель, которой не существует в реальности, этакую утопию. Если в школе ты чаще всего послушный, предсказуемый, повторяешь всю ту абракадабру, которая изложена в учебнике, или ту, которую очень близко к настоящему пересказывает учитель — ты получаешь пятерки, тебя любят и ценят. Еще нужно быть послушным и действовать по правилам. Такой человек заканчивает на «отлично» школу — приходит в реальную жизнь, а там все это прекращается уже в универе, потому, что в универе преподаватель, в основном, ценит самобытность мысли, оригинальность, любит самостоятельность мышления, а не навык зазубривания учебников и умение повторять, как попугай. А этот человек никак не может, он привык бубнить вот это и это — у него возникает первый стресс.
Возможно, если такой «отличник» себя хорошо проявит в общественной жизни универа, то вполне может закончить с «красным» дипломом. Но вот он выходит в жизнь в 21-22 года, а в жизни все совершенно по-другому, в жизни нет правил. А где нужно быть послушным и исполнительным? Только на исполнительских позициях. Возглавить что-то - означает оказаться в ситуации неопределенности — ты не знаешь как нужно, ты не знаешь, как правильно. У тебя в учебниках не прописано, что предпринять в этой ситуации. Ты знаешь из учебников, что сделал Стив Джобс после его увольнения из собственной же компании, но ты не знаешь, что тебе делать с твоей ситуацией, когда на тебя «наехали» проверяющие органы — этого не было в учебниках! И ты думаешь: «Ну, его на фиг, я привык, что все в учебниках сказано (в конце ведь всегда есть ответ)! Лучше я MBA закончу и пойду работать».
Так вот, было бы прекрасно, если бы учителя ценили в детях их оригинальность, самобытность… Государство не может построить достойную систему образования без шестеренок, которые крутят этот аппарат – учителей!
В плане материального обеспечения школ нет претензий. Строят новые, капитально ремонтируют старые. В тех местах, где в мое время были ямы и окопы, сейчас проложена брусчатка, прямо до газона. И это радует - своими глазами видишь прогресс в области обеспечения условий для обучения.
Думаю, дальше будет только лучше...