Кризис топливный, как результат кризиса в головах

Середина лета стала горячей порой для автомобилистов. На заправках сначала исчез, а потом подорожал природный газ, а следом образовался дефицит бензина. Середина лета стала горячей порой для автомобилистов. На заправках сначала исчез, а потом подорожал природный газ, а следом образовался дефицит бензина.

В условиях, когда торговля ГСМ регулируется государством, само государство и должно ответить на извечные вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?»

С повышением цен на газ разобрались быстро. Как оказалось, главный регулятор цен совсем за ценами и реализацией газа не следил. В итоге наши местные топливные трейдеры очень быстро разобрались в ситуации, когда намного выгоднее продавать голубое топливо в Россию. Что успешно и делали, продавая газ за границу, и тем самым организовав дефицит газа в области.

На вопрос «Кто виноват?» ответили легко, уволив одного из начальников управлений акимата области. На газовые заправки, с целью упорядочения цен, посадили работников акимата.

В результате, цены на газ вернулись к первоначальному значению.
Не успели вздохнуть свободно, как образовался дефицит бензина марок АИ-92 и АИ-93. А вот тут виновных не нашли, хотя своих мнений на этот счет было высказано в огромном количестве. И «Казмунайгаз» отписался, и акимат области, и министры народ «успокаивали», при этом повысив цены.

Давайте слегка разберемся в ситуации, собрав мнения всех участников бензиновой разборки.

Для начала справка от первого заместителя генерального директора АО «КазМунайГаз – переработка и маркетинг» Кожабаева Е. «Казахстанские НПЗ (нефтеперерабатывающие заводы) производят ежегодно порядка 1,9 млн тонн бензина Аи-92 при годовой потребности в нем в 2,8 млн тонн и около четырёх млн тонн дизельного топлива при потребности в 4,6 млн тонн. Таким образом, казахстанские НПЗ не в полной мере обеспечивают потребность страны в нефтепродуктах, и имеется их устойчивый дефицит, в том числе по бензину Аи-92».

Эта ситуация в стране давно, и проблема всегда решалась за счет поставки дополнительных объемов бензина из России. И долгое время с этим проблем не было. Но тут кому-то в верхах показалось, что ситуация неправильная. Почему частные АЗС закупают бензин в Оренбурге вместо того, чтобы закупать его в Атырау? Видимо, таким вопросом задались в министерстве.

Ответ в свое время на этот вопрос нашей газете дал координатор частных АЗС Мангистауской области Гариполла Неталиев.
Продажа российского бензина для частников является их единственным конкурентным преимуществом на рынке розничных продаж нефтепродуктов перед такими структурами, как «КазМунайГаз», «Sinooil», «Гелиос».
- Другой альтернативы для них на рынке нет. Против таких мощных конкурентов, которым принадлежат и нефть, и нефтеперерабатывающие заводы, и основные оптовые ресурсы топлива, им не выстоять, - сказал Гариполла Неталиев в интервью газете «Лада».

Казалось бы, что государственные и частные бензиновые трейдеры успешно поделили рынки сбыта, и всем живется хорошо. Но нет! У нас же государственное регулирование рыночных отношений. И тут появляется указ о запрете перевозки бензина из России железнодорожным транспортом.

Кто-нибудь представляет себе поставку ГСМ на Мангистау из Оренбурга автоцистернами? Это же дикость, учитывая состояние дорог и расстояние.
В итоге, поставщики бензина стали провозить через границу ГСМ на автомобилях, потом перегружать в железнодорожные цистерны и везти на Мангистау. Сами понимаете, что это дополнительные расходы. И это сказывается либо на цене на бензин, либо на его дефиците.

Теперь немного о ценах и их регулировании. Цены на ГСМ в России тоже регулируются государством, но, по мнению реализаторов ГСМ, у соседей это делается иначе и, по мнению владельцев АЗС, умнее.

У нас государство оптом продает частникам бензин по той цене, по которой хочет, а им торговать по завышенным ценам запрещает.

В России все наоборот. Государство ограничивает оптовые цены, а в розницу бензин продается по тем ценам, по которым частник считает для себя выгодным. И тут начинают работать рыночные, а не государственные механизмы. Задерешь цену, у тебя брать не будут. Поедут к твоему соседу за горючим. Министрам при этом ничего регулировать не надо. Рынок всегда сам себя регулирует.

Кстати, ограничение оптовых цен благоприятно сказывается на государственных компаниях и крупных сельскохозяйственных, потому что закупают они бензин, как правило, оптом, то есть по самой низкой цене.

Все, кто ездит в Россию, отмечают, что у них бензин дороже, чем у нас. Это миф. На заправках он дороже, но если покупать оптом, то он дешевле, чем на наших нефтеперерабатыващих заводах. Иначе очереди за ГСМ из наших покупателей образовывались бы в Атырау, а не в Оренбурге.

Один из тех трейдеров, с которым мы разговаривали, высказал свое мнение, что у нас про все, что касается цен на бензин — это сплошная ложь. Врут от министров до сельских акимов.

- Не знаю, кого хотят обмануть, президента или простой народ, - сказал наш собеседник, - но обманывают постоянно. Нельзя так регулировать цены, чтобы поставщику стало невыгодно продавать. По тем ценам, что устанавливает государство, нам работать невозможно. Я покупаю бензин в Атырау, а пока довожу его до Актау, у меня уже получается цена в рамках предельно допустимой. А ведь мне еще и зарплату своим работникам надо платить. А на пути доставки бензина из России нам ставят всевозможные препоны. Отсюда и дефицит.

За текущий год в результате регулирования государством цен «КазМунайГаз» потерпел убытки на 800 миллионов тенге. И при этом руководство «КМГ» сетует, что частники перестали заказывать у них ГСМ.

Значит что-то неладно на данном перекрестке. Водители, наверное, не раз замечали, что когда ломается светофор на перекрестке, где никогда не было пробок, они обязательно образуются в результате того, что на перекрестке встал нерадивый регулировщик.

Но с другой стороны, если не регулировать движение — это грозит авариями. На данный момент на пересечении бензиновых дорог регулировщик явно неграмотный. Аварий нет, но нервы у водителей на пределе.