Паркуюсь, где хочу...
Кто виноват...
Как вы думаете, есть ли у нас в городе человек, ответственный за парковки?
То есть конкретно:
- за наличие мест на парковках;
- за удобство их расположения для жителей, чтобы им не приходилось заказывать такси до паркинга;
- за удобную конструкцию транспортного узла, в зоне въезда и выезда на парковку, чтобы эта зона не создавала пробку на дороге, и чтобы движение на дороге не закупоривало выезд с парковки...
Два последних пункта гражданину нашего Великого Государства покажутся просто абсурдными, но что касается пункта первого, то, наверняка, в какой-то конторе, если очень тщательно порыться в документах, такой человек обнаружится... И скорее всего, когда он об этом узнает, он скажет «а почему опять я?!»
А есть ли в нашем городе человек, вообще ответственный за грамотную организацию транспортной инфраструктуры? За дружественность ее интерфейса к основному пользователю? Ведь полно мест в городе, где не так много нужно усилий приложить, чтобы разгрузить участок... Где карман построить, где светофор поставить, где дополнительную полосу отвести, а где полоску просто нарисовать или наоборот стереть... И уже гораздо легче будет... И аварий меньше будет, и стресса... Есть ли такой человек? Ну, предположим, такой человек есть, и даже знает, что вышеперечисленное входит в его обязанности, как вы думаете, есть ли у него мотивация эти обязанности выполнять? Получает ли он премию за рост индекса удовлетворенности жителя? Судя по тому, что мы десятилетиями мучаемся в одних и тех же местах, такого человека в нашем городе нет... Но проблема в том, что в нашей Великой Стране, даже если такой человек и будет, и даже если будет целая такая служба или отдел, это никак не повлияет на транспортную инфраструктуру... Зато будет много публикаций о том, что этот отдел поздравил ветеранов, или подарил плиту погорельцам, или спас котенка...
Как вы думаете, есть ли в нашем городе человек, ответственный за землю? То есть конкретно распоряжающийся землей и решающий кому продать, кому дать в аренду до конца цивилизации, а у кого отобрать... Такого человека не надо искать, не надо рыть документы в поисках, на кого взвалить бремя такой ответственности, ибо в нашем Великом Государстве – это не бремя, а привилегия... И зачастую, даже по праву рождения... Как вы думаете, есть ли у этого человека мотивация думать об удовлетворенности жителя при принятии решения, что делать с тем или иным куском земли? Я намеренно не даю ответов на вопросы, ибо для вменяемых людей они риторические...
Конечно, люди, управляющие землей, и напрямую связанной с ней транспортной инфраструктурой, думают о ее развитии... Но их думки совсем не связаны с интересами жителей... Нет у них никаких для этого мотивов, поэтому они думают только о своих интересах... Конечно, нельзя сказать, что их интересы совсем уж не совпадают с интересами простых граждан, ведь они тоже в этом городе живут, но тут есть пара серьезных различий, влияющих на формирование интереса:
Во-первых... Материальная заинтересованность заставляет чиновников отдавать предпочтения проектам, которые выгоднее для них самих, чем для общества... Ковыряясь в микрорайонах по мелочам, разыгрывая ряд мелких тендеров, потратишь много сил и снимешь мало сливок. Гораздо выгоднее, например, «забабахать» сразу на несколько миллиардов третью дорогу в аэропорт, отдав тендер своему племяннику, разрешив ему начать строительство за несколько месяцев до розыгрыша тендера и прикрыв его легендой об анонимных добровольных строителях дорог в аэропорты...
Во-вторых... Привилегированность... То есть люди, распоряжающиеся землей и транспортом, не сталкиваются с такими же проблемами, как простые налогоплательщики... Они живут в несколько ином правовом поле и там, где двойная сплошная портит всем жизнь, они ее даже не замечают...
Как вы думаете, в таких условиях может существовать в городе грамотно организованная транспортная инфраструктура, с удобными парковками, логичной разметкой, умными светофорами и тому подобное? А если не может, кого нужно прежде всего винить в том, что в рамках этой безобразной инфраструктуры кто-то безобразно себя ведет?
Известная притча о том, что в цивилизованных странах пешеходные дорожки прокладывают там, где протоптаны тропинки, на западе давно устарела. Урбанистика стала наукой, которая еще на этапе проектирования знает, где проложить дорожку, чтобы человек не искал иного пути... Но то, что на западе уже устарело, до нас еще не дошло... Годами наблюдаю, как борются наши власти с одним из выездов из микрорайона через пустырь... То фундаментные блоки поставят, то трубы в землю вобьют, то траншею выроют... А народ все равно корячится... Все равно находит, как проехать... Неужели за столько лет нельзя превратить этот грунтовый выезд в асфальтовый? Ведь понятно, что не от лени люди едут по бездорожью, а потому, что если ехать до официального выезда, надо пилить через весь микрорайон, несколько раз сдавать назад, пропуская встречную, потому что дорога узкая и сложно разъехаться, если припаркованы машины, и есть еще вероятность встретить на своем пути цирк-шапито, и тогда все равно возвращаться к грунтовке. Но кому надо это понимать? Чиновник не хочет этого понимать... И не потому, что он плохой и сволочь, и бить его надо батогами нещадно, а просто потому, что нет у него никакого стимула думать о том, чтобы сделать для водителей удобный выезд... От этого у него в кармане не прибудет, зато значительно прибудет, если эта земля будет продана...
Легенды и мифы...
Когда мы говорим, что мы паркуемся так, потому что парковаться негде, нам любят рассказывать любимую чиновничью сказку о том, что город не рассчитан на такое количество машин... Эту сказку очень любят пересказывать люди, далекие от каких-либо расчетов... Особенно хорошо сказка подкрепляется точечными застройками... То есть площадки, которые генпланом были предусмотрены, как места общего пользования, и на которых можно было бы обустроить, в том числе и парковки, и карманы, и дополнительные полосы для разгрузки транспортных узлов, в нарушение генплана застраиваться зданиями, уродливыми пристройками к жилым зданиям, и город становится еще более нерассчитанным на такое количество машин... Конечно, город не рассчитывался на такое количество машин, но он был достаточно грамотно спроектирован для того, чтобы безболезненно с этим количеством машин справиться... Проблема больше в том, что город не рассчитан на такое количество чиновников...
Миф номер два... Нет денег... Самый противоречивый миф, на который наш человек неизменно покупается... Но думаю, что лучший аргумент, способный этот миф развеять – это моя любимая третья дорога в аэропорт... Есть, конечно, масса других аргументов: и Актау-Сити, и программа ФИИР с ее энергетическими хабами и заводами планшетников... Но третья дорога в аэропорт – это лучшее доказательство отсутствия денег на развитие транспортной инфраструктуры города...
Есть ли жизнь на других собаках?
Страны таможенного союза уникальны тем, что став на капиталистические рельсы, они категорически отказываются перенимать капиталистический опыт езды по ним... В мире все давным-давно придумано и все давным-давно работает, но наши власти бесконечно ищут на прямых рельсах свой кривой путь... И никакая национальная самобытность тут ни при чем, просто в поисках своего пути можно бесконечно строить Актау-Сити и заводы планшетников...
Как же обстоят дела с парковками на западе? С парковками везде туго, поэтому, например, в США парковками занимаются специальные департаменты... Они не имеют отношения к полиции, а относятся к муниципальным властям, то есть это типа нашего ГКП, но в отличие от наших коммунальный предприятий, представляющих из себя черные дыры в бюджете, департаменты парковок США живут на самоокупаемости... Департаменты не только обустраивают парковки, но и следят за тем, чтобы народ не нарушал правил парковки, и следят за этим куда строже, чем любые полиции, потому что это их хлеб... Чуть не там припарковался, твоя машина будет эвакуирована, и глазом моргнуть не успеешь... Но цель эвакуации не в том, чтобы унизить тебя и заставить бегать по всему городу в поисках своей машины, машину легко найти и легко забрать, цель в том, чтобы восстановить порядок, и снять с тебя за это восстановление деньги, которые пойдут на работу этого же департамента... Доход приносят и платные парковки... Но... Мудрость западной внутренней политики заключается в создании противовесов... Самый известный – это принцип разделения властей... Самый интересный, с моей точки зрения – это медицинская система (которой я бы посвятил целую статью). Но сейчас о том, что же уравновешивает алчность департамента парковок, у которого соблазн доить рядовых американцев... Как известно, в Америке работает избирательное право, народ выбирает всех, кого не лень, от президента до шерифа (участкового). Народ себя уважает и понимает, что муниципалитет – это не боссы, не избранные, не элита и не боги... Это такие же люди, как любые другие, но которым они доверили заботу о себе за их же деньги. Каждый гражданин понимает, что он пашет и платит налоги, а на эти налоги содержатся чиновники. Чиновники тоже понимают, на чьи деньги они живут, и от чьего мнения о себе они зависят. И если чиновник хочет двигаться по карьерной лестнице, он должен делать все для того, чтобы его электорат был им доволен. Поэтому департамент парковок борется за порядок, за наличие платных парковок, и борьба эта мотивирована его самоокупаемостью, и поэтому у них есть и силы и средства, ибо это средства производства. Муниципалитет борется за наличие бесплатных парковок, и для этого у них есть власть, как средство и вышеуказанный мотив. Коммерческие структуры борются за наличие у них парковок, ибо в условиях жесткой деятельности департамента парковок, если нет хорошей парковки, не будет и прибыли. Магазин, типа нашего cельпо в 27 микрорайоне, имеющего парковку на 4 машины, в США давно бы обанкротился...
В результате получаем следующий порядок:
- парковка по месту жительства бесплатная, для этого в муниципалитете дают наклейку резидента, по предъявлению чека об оплате коммунальных услуг по месту проживания (поскольку прописки у них нет)... В пределах своей зоны (размером с наш микрорайон) ты можешь парковаться бесплатно..
- парковка по месту работы и связанная с выполнением служебных обязанностей – бесплатная... Муниципалитеты об этом сами заботятся и требуют от организаций выделять парковочные служебные зоны.
- парковка у государственных зданий бесплатная. Если ты приехал для решения вопросов с государством... Не правда ли, довольно абсурдно платить за парковку или, тем более, нарушать правила парковки у нашего налогового комитета, куда ты приехал платить транспортный налог, предназначенный для развития транспортной инфраструктуры, почему-то неразвитой в месте сбора транспортного налога?
- парковка у магазинов бесплатная, если ты купил что-то в магазине...
- ну и куча платных парковок, цены сильно разнятся в зависимости от города и места и, естественно, все рассчитано с учетом уровня жизни.
Также существует система окраски бордюров:
- Красный – никому, никогда, ни при каких обстоятельствах не разрешено парковаться... Если припаркуешься, включив аварийку, отвезут в сервис, обнаружат, что с машиной все в порядке, отвезут на штраф-стоянку, заплатишь и за сервис, и за стоянку.
- Желтый - разрешена выгрузка/погрузка пассажиров.
- Зеленый - бесплатно, на указанное время (от 10 минут до одного часа), больше - штраф.
- Синий - инвалидам бесплатно, остальным - гигантский штраф и эвакуация.
Стоп-Хам
Я ни в коем случае не оправдываю джипы, паркующиеся у подъездов. И, конечно же, этот беспредел отсутствием парковок нельзя оправдать. Ведь даже если построить парковки, все равно будут такие хамы, и такое положение вещей будет сохраняться, пока в нашей Великой Стране будут люди, законно живущие вне закона, а поэтому эти случаи возмутительных парковок - не тема парковок...
А как же мы собираемся решать проблему парковок? Удивительно, но куда ни глянь, везде одна идея. Стоп-Хам. Ютуб, пиар-компания нашистов, которая решила проблему парковок в России, примерно также, как запуск НурОТАНовских шариков с записочками, избавил экономику Казахстана от сырьевой зависимости. Или примерно, как ТОО «Caspiy Еlectronics» завалил Казахстан отечественными планшетниками. Системный подход чужд нашему эмоциональному народу, но самое страшное, что он чужд и нашим муниципальным боссам...
Наш человек так устроен, что ждать чего-то от государства, кроме насилия, он не приучен... Государственное насилие для нашего человека столь же привычно, как для ездовой лошади телега. Если завтра начнут всех (кроме тех самых) штрафовать за нарушение парковки, не предоставляя взамен никакого логичного и удобного порядка, наш человек будет топать свой километр на свою стоянку и утром, и вечером, и в обед, и будет уверен, что так оно и должно быть. Что это и есть закон и порядок. И хоть его и трудно соблюдать, но без порядка не будет Великого Государства! У нашего человека и мысли не возникнет, что достичь порядка можно, не заставляя ради закона приносить себя в жертву. Нашему человеку и в голову не придет потребовать построить ему парковку у дома. Нашему человеку и в страшном кошмаре не приснится, что он имеет полное право на нормальную жизнь...
Vortex