Актау запаркованный
В первых строках романа «Золотой теленок» говорится: «Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того — лучшую его часть. Пешеходы создали мир». Но все об этом быстро забыли. С появлением автотранспорта. То, о чём классики советской сатиры писали в тридцатых годах прошлого века и сегодня актуально.
В нашем маленьком городе машин много. Актау в них буквально захлёбывается. По данным дорожных полицейских, их количество уже составляет более 80-ти тысяч единиц. Пробки, смешные по московским меркам, но серьёзные для города с парой центральных дорог. Выхлопные газы. Ну и заставленные «железными конями» дворы в микрорайонах. Вот на последней проблеме и остановимся. Жители регулярно жалуются в газету. Из-за припаркованных машин во дворах невозможно пройти. Детям негде гулять. Трудности с проездом по вызовам испытывают водители скорой помощи и пожарные. Но их мнение по данному вопросу мне неизвестно, хотя я и догадываюсь о том, какие слова высказывают они в адрес тех, кто паркуется, как хочет и где хочет.
Читатели «ЛАДЫ» пока довольствуются теми возможностями, которые им даёт рубрика «Народные новости» на сайте lada.kz. Здесь периодически мелькают сообщения отчаявшихся горожан с призывами разрешить наболевшую проблему. Я припоминаю просьбу сделать рубрику, в которую люди присылали бы фотоснимки безобразно припаркованных авто. Правда, что это даст, кроме морального удовлетворения? Недавно было сообщение с фотографией бумажки на лобовом стекле с предостережением водителю и инструкцией по правильной парковке. Даже сами водители страдают из-за тех, кто бросает свою машину, как попало, не заботясь об удобствах окружающих.
Актаусцы мечтают о появлении у нас филиала движения Стопхам. Для тех, кто не в курсе, информация из ВИКИПЕДИИ. «СТОПХАМ— некоммерческая организация, выступающая против хамства и нарушений водителями транспортных средств правил парковки, а также фиксация участниками иных незаконных действий автолюбителей на видеокамеру. Проект был основан в 2010 году, в качестве одной из федеральных программ молодёжного движения Наши. Он был впервые представлен в июле 2010 года, на форуме Селигер и был устно одобрен тогдашним Министром внутренних дел России Рашидом Нургалиевым».
Честно говоря, и для меня было откровением, что эта организация существует под крылом проправительственного молодёжного движения России. Сразу возникло желание предложить такую же идею молодёжному крылу отечественной партии власти «Нур Отан». В дееспособность юных отановцев верится с трудом. Хотя именно такая структура могла бы понести затраты на организацию этого движения. Купить фото-видеокамеры, дать помещение под офис и, в случае чего, обеспечить правовую защиту. Как показывает опыт тех же россиян, агрессивные водители частенько устраивают разборки с борцами за права пешеходов. Здесь понадобится поддержка и правоохранительных органов. Одним словом - не так скоро дело делается, как сказка пишется.
Рассуждая о доморощенных борцах с хамством водителей, сразу припоминаются комментарии вроде того, что надо пару раз гвоздём бок машины попортить или порезать колёса. Не могу поддержать такие методы даже в воспитательных целях. Всё же порча чужого имущества. Дело может и в суд попасть. Так что не надо радикализма. Иначе побьют, да ещё, как говорится, «на бабки попадалово случится». Многие, верящие в современных последователей Робина Гуда, считают, что частенько самовозгорающиеся по ночам автомобили во дворах Актау являются не следствием неисправной проводки и других технических проблем, а явным признаком действий группы неизвестных партизан, ведущих подпольную борьбу с «наглыми парковщиками».
С начала 2013 года на территории Актау зарегистрировано 37 пожаров транспортных средств, сообщил недавно старший лейтенант Нуржан Борашев, инженер управления по чрезвычайным ситуациям Актау.
Машины горят, но повлиять на ситуацию это никак не может. Ежедневно люди приобретают новые и в гораздо больших количествах, чем неестественная убыль автотранспорта. Так что же делать? До сегодняшнего дня, я думал, что проблема - отсутствие в Актау достаточного количества гаражей, автостоянок и прочих парковочных мест. И вот несчастные автовладельцы буквально вынуждены бросать любимые машинки под деревьями, на тротуарах, у подъездов и даже на детских площадках. Однако общение с коллегами показало несостоятельность моих взглядов.
Оказывается, существующие в Актау платные парковки большей частью заполнены меньше, чем наполовину. И причина – банальная лень и скупость владельцев автомашин. Им вроде, как тяжко «поднять пятую точку» и пройти до стоянки. Особенно, если дело зимой или рано утром. Понятное дело, проще выйти из тёплого подъезда и сразу забраться в уютный салон авто. А ведь за стоянку ещё и платить надо! Какой ужас. Поставлю-ка я машину как МНЕ удобно, и плевать на остальных. При этом мне и пустырь около дома не нравится. Покрышки могут испачкаться. Встану на клочке старого советского асфальта, который эти глупые пешеходящие, по незнанию, продолжают считать СВОИМ тротуаром. Вот такие грустные реалии. Рассуждать о том, как тротуары в микрорайонах превратились в дороги местного значения, я сегодня не буду.
Так как же решать проблему? Не вводить же налог на покупку новых машин, чтобы контролировать их «рождаемость». Наоборот, жить стало лучше, народ богатеет. Налицо явная победа капиталистического строя над социализмом. Вот только при социализме был порядок. И машинами дворы не забивали. Мне сегодня возразили – в те годы машин было в разы меньше. Согласен. Но были и правила общежития, которые люди соблюдали. Сосед уважал соседа. Тот, кто не уважал, рисковал познакомиться с сотрудником ГАИ, которые в те годы следили даже за правилом парковки в микрорайонах. Сегодняшние полицейские не могут или не желают наводить порядки даже на центральных дорогах. Разве что, исключительно, во время проезда акима области, министра или проведения очередного «месячника». Так что про внутримикрорайонные проблемы я молчу. Не до них универсалам.
Идею этой статьи я вынашивал ещё с лета. Но всё руки не доходили. Да и подобные новости регулярно мелькали на нашем сайте. Так что фото выкладываю те, что ещё летом сделаны. Но эта проблема у нас всесезонная. Ничего не изменилось. А вот концовка статьи получается смазанная. Я планировал написать про подземные и надземные многоэтажные паркинги, которых у нас нет. Привести в пример опыт развитых стран. А вот мы, хоть и по некоторым сведениям уже вошли в число пятидесяти самых развитых государств мира, проблему стоянок для машин решить не в состоянии. И какой смысл строить парковки, если владельцы авто хотят жить так, как им одним удобно? Решил в Гугле посмотреть, как подобные проблемы решают соседи. Большой город Санкт-Петербург. Этой осенью местный маслихат задался вопросом – как решить проблему парковок?
Санкт-Петербург, 9 сентября (Тимофей Тумашевич). В городе могут запретить парковку и проезд во дворах ближе 3 метров от стен жилых зданий. Соответствующий законопроект внесен на рассмотрение Законодательного Собрания Петербурга, передает корреспондент «БалтИнфо».
А вот в городе Волжский власти устраивают рейды и штрафуют нерадивых водителей. За нарушение правил парковки транспортных средств оформляются протоколы об административных правонарушениях. В таких случаях предусмотрен штраф для граждан суммой до 2 тысяч рублей, для должностных лиц – до 4 тысяч рублей, юридических – до 30 тысяч рублей. За 10 месяцев 2013 года на нарушителей парковки в волжских дворах оформлено 1107 административных протоколов.
Схожая ситуация и в других городах. В Новосибирске автомобилистов, которые не стесняются бросать свои машины на газонах и детских площадках, ждёт штраф в несколько тысяч рублей.
Власти Ижевска готовы помогать жителям многоквартирных домов в обустройстве парковок и ремонте придомовой территории в случае, если сами жильцы будут активно участвовать в этой работе. В случае, если жители дома принимают решение строить парковку у себя во дворе, городские власти помогают им с дорожной техникой и проведением работ, а горожане оплачивают строительные материалы.
Московских водителей, нарушающих правила парковки во дворах, власти предлагают заставить мыть подъезды. На данный момент соответствующий пакет поправок в столичный КоАП разрабатывается муниципальными депутатами района Северное Бутово.
Прочитав ещё десяток подобных сообщений, я сделал такой вывод. Проблему решить можно и нужно. Она не уникальна для Актау. Требуется лишь воля и решимость местных властей.
Кнут без пряника. Необходимо ввести серьёзные штрафы и сделать так, чтобы правоохранительные органы СЛЕДИЛИ за порядком. А там глядишь, и, может быть, «Жас Отан» созреет?