Актау - это мой город!

Весь сентябрь журналисты Лада.kz в честь 50-летия Актау рассказывают истории, связанные с родным городом. Своими воспоминаниями делится Денис Онищенко. Весь сентябрь журналисты Лада.kz в честь 50-летия Актау рассказывают истории, связанные с родным городом. Своими воспоминаниями делится Денис Онищенко.

Моё первое знакомство с Актау-Шевченко состоялось в Городском родильном доме. В силу малолетства особенных воспоминаний о тех счастливых годах я не сохранил, поэтому сразу перейдём к более поздним временам. Детский сад в 11-ом микрорайоне. Хорошее место! В те годы в городских садиках были даже бассейны с водой во дворах. Приятное воспоминание – полдник на улице летом. Стакан берёзового сока и парочка печенюшек на свежем воздухе шли "на ура", также как и аскорбинка, выдаваемые в качестве моральной компенсации, после посещения медицинского кабинета в детсаду. Золотое время! Мороженое по 20 копеек. Выбор был небогатый - пломбир в вафельном стаканчике от местного молокозавода, но что за вкус! Божественно!

До сих пор, любое мороженое сегодня подсознательно сравниваю с тем, из советского детства. Можно вспомнить и вкус лимонада. 30 копеек бутылка. Самое распрекрасное, что в торговых центрах города тогда продавали напитки «на обмен». Можно было сдать пустую тару по разной цене, в зависимости от типа бутылок, и прикупить минералку или лимонад за бесценок. Самыми "козырными" были бутылки из-под кефира. Больше всего, именно за них давали денег.

Вообще, в то время сдача пустых бутылок была хорошим способом пополнить свой детский бюджет, не выпрашивая мелочь у родителей. Собрав бутылки и разжившись деньгами, можно было посетить кафе - мороженное. Эксклюзив! Тот же пломбир, но в металлической вазочке и политый на выбор малиновым вареньем (или другим), посыпанный тёртым шоколадом или орехами. "Баскин Роббинс" отдыхает! Короче, сбор бутылок в те годы было занятием не для бомжей. Да и самих БОМЖей в Шевченко не было. Жили по-доброму, без железных дверей в квартирах. Знали не только соседей по дому, но многих жителей из соседних домов. Сегодня даже в своём подъезде не знаешь «ху из ху».

Помню большие синие ящики около каждого дома. Висели они около первого или последнего подъезда. Туда доставляли пачки газет. Потом появлялся почтальон и разносил корреспонденцию по почтовым ящикам. На связках ключей у всех имелся ключик от почтового ящика. Ключик так себе, ящики открывались спичками и другими подручными средствами, но газеты и письма крали редко. А сегодня и почтовых ящиков не осталось почти.

Ещё из детских воспоминаний о жизни в Шевченко... Массовых драк между микрорайонами не бывало. Отношения выясняли в играх в футбол или в "сражениях" между соседними домами. В качестве оружия использовали резину из стен пятиэтажек, которую строители использовали в качестве утеплителя и уплотнителя между бетонными плитами. Разорвав её на небольшие кусочки, закидывали друг друга. Были у нас и щиты из картона. Игры в средневековых рыцарей были популярны. И в этих битвах строго запрещалось использовать «воздушки» - самодельные пистолеты, о технологии изготовления которых я не стану распространяться. Стреляли эти «воздушки» «липучкой», которую можно было раздобыть на близлежащей стройке или выковырять опять же из стены родного дома. У взрослых пацанов «воздушки» были мощные, на медицинском жгуте, и стреляли они довольно-таки больно.

Если вспоминать о стройках, то не секрет, что многое в Шевченко построено руками заключённых. Колоний вокруг города хватало. ЗЕКов привозили на работу в специальных грузовых машинах. Часто, по утрам можно было видеть колонну такого спецтранспорта на улице. Стройки были, как мини-зоны. Заборы с колючей проволокой и вышки по углам с солдатами внутренних войск. Поход на стройку к ЗЕКАм был захватывающим предприятием. Процветал обмен между заключёнными и мальчишками. За несколько пачек чая №36 можно было выменять брелоки, выкидные ножички и другие поделки тюремных рукодельников. Всё это перекидывалось через забор, пока солдат не видит.

О детских приключениях можно писать много. Не все они достойны публичного обсуждения. За многие забавы сегодня стыдно. Но что было, то было.

Ещё в детстве я увлёкся фотографией. Благо у отца был фотоаппарат «Зенит Е». Крутая зеркалка по тем временам. Было дома и всё необходимое – фотоувеличитель, ванночки, красный фонарь и даже глянцеватель. Проблема была в расходниках. В Шевченко не всегда можно было найти фотоплёнку, фотобумагу, проявитель и закрепитель. Хорошим способом найти необходимое, были поездки с родителями на машине по ближним аулам. В магазинах Акшукура или Ералиево мёртвым грузом лежал дефицит, который в городе раскупали моментально. А сельским жителям такие предметы были без надобности. Плановая экономика не учитывала эти тонкости.

Кроме фотографирования членов семьи и домашних животных, у меня проснулось желание снимать всяческие массовые мероприятия. Парады и демонстрации, например, какие-то концерты и прочее. Зачем мне было это надо - непонятно, но вероятно тяга к журналистике зародилась именно в те годы. Кроме работы фотокорреспондентом в школе на "Зарнице" или туристическом слёте, я со своим неразлучным дружком Виталиком Трутковым (которого и пристрастил к фотоделу) стал завсегдатаем дворового клуба. Они тогда были в каждом микрорайоне. В нашем 11-ом клуб назывался «Чайка». Хорошее было место, чтобы погреться в зимнее время, не заходя домой. В клубе был кинопроектор и единственная катушка с фильмом. Знаменитая «Операция Ы». Смотрели мы его раз сто, частенько включая плёнку в обратном направлении. Особый восторг вызывала сцена на складе, когда рассыпанные героем Вицина горшки становились в ряд. Был в клубе и кружок авиамоделизма. Ребята мастерили своими руками самолёты с настоящими моторчиками. Зависть к этой элите дворового клуба прошла, когда в кладовом помещении обнаружилось всё необходимое для фотокружка. Не было только руководителя. И всё это богатство оказалось в полном распоряжении Виталика и Дениса. Бесплатно! Но в обязанности входило освещение клубных мероприятий и печать фотоснимков для стенгазеты. Ещё один шаг на пути к журналистике.

Запомнилось мне из младых лет посещение папиной работы. Отец трудился машинистом роторного экскаватора на урановом руднике. Чтобы попасть в карьер, нужно было рано утром ехать на электричке со станции «Меловая». Тогда оттуда ещё ходили поезда. Уже приключение! А потом спуск на автобусе по спирали в яму, на самое дно рудника. Там стояла махина – экскаватор. Три кабины, колесо с ковшами и прочие мальчишечьи радости. Видимо нарушив ТБ, отец позволил немного порулить агрегатом. Был в тот день и подъём в кабину многотонного грузовика «БелАЗ». Впечатлений хватило надолго.

Помню магазин «Заказы» в 8-ом микрорайоне. Там продукты выдавали по талонам. Так называемого «московского» снабжения я в Шевченко не помню. Бананы завозили редко, как и пепси-колу. Очереди были длинные. Пляж «Пингвинчик», пирсы в 1 микрорайоне, детское кафе «Гномик» и тому подобное. Автоматы с "газировкой" на улицах. Квас в жёлтых бочках. Многое можно перечислять. Это общие воспоминания тех, кто живёт в Актау давно.

Из личного хочется рассказать о том, как я стал журналистом. Началось всё с увлечения (не считая фотографии) видеофильмами. Расплодились видеосалоны. Начинался капитализм. Денег ушло на просмотры боевиков и ужастиков не сосчитать. А потом появилось чудо - кроме трёх телеканалов по телевизору стали показывать «видики». В Актау начиналась эра кабельного телевидения. В 11-ом микрорайоне студия называлась «Голубой экран». Открылось "окно" в мир Голливуда. А потом кабельщики объединились в телекомпанию «АКТИВИ». Владимир Козлов и Владимир Тетёркин встали во главе, а офис телекомпании, по-счастью, оказался в 8-ом доме моего микрорайона. Спустя какое-то время я из фанатичного зрителя и поклонника информационной программы «Акцент» и ток-шоу в прямом эфире «Чистый четверг», оказался допущенным к таинствам этой кухни. Благодаря Владимиру Тетёркину получил допуск в студию, что была расположена в помещении подъезда напротив лифта. Просто каморка, но именно оттуда по кабелю шёл эфир. Прошло время и "кабельщики" стали банкротами. Появился сильный конкурент - эфирный коммерческий телеканал со странным для Актау названием «Атырау», и практически весь коллектив «АКТИВИ» перебрался "под крыло" Сергея Мартына. Пришёл и я в «Орбиту», что тогда ещё стояла в 15-ом микрорайоне. Тоже было тесно, но творческих идей хватало. Потихоньку из мальчика "на подхвате" я стал заниматься более полезными делами. Родилась программа «Видео Экспресс». Вели мы её вместе с Нуриком Нагумановым. Тогда я и получил первую в своей жизни зарплату. Позже в мою жизнь пришла музыка и видеоклипы. Спасибо Сергею Волобуеву, который вёл программу «Музыкальный калейдоскоп». Помогал я и ему. Тогда познакомился с видеокамерой. Начались первые съёмки и монтаж. Было круто! И так шло постепенно. Появился «Техно Дэнс», программа «Информ Ревю», - телевидение меня захватило. Сделать из меня нефтяника не вышло, как ни старалась моя мама. Стал я сначала телеоператором, а спустя 10 с лишним лет, и журналистом.

Иногда, просматривая архивы, вспоминаю то время. Вижу город не таким, какой он сегодня. Многое изменилось. Люди, архитектура и стиль жизни. Пожалуй, самым неизменным осталось море, и те, с кем судьба свела на жизненном пути. Те, кто не уехал. Родившись в СССР, я стал гражданином Казахстана. Живу и работаю в Актау, в котором вырос. Перемены в городе и радуют, и огорчают. Неоднозначное впечатление сложилось и о прошедшем уже пятидесятилетии. Хотелось масштаба. Вспоминался фестиваль «Каспий – море дружбы», но вышло по-другому. В домашнем архиве, куда заглянул во время написания данного опуса, нашлись интересные вещи: советский рубль, карта Шевченко 1984-ого года выпуска, ну и разные фотоснимки. Кое-что я решил выложить на сайт «Лады». Фото из детского сада и школьные, приглашения на "День города" разных лет. Есть там и переснятое из фотоальбомов, посвящённых Актау-Шевченко. Надеюсь, их авторы меня простят. Спасибо за внимание!