В Восточном Казахстане умудрились «выловить» треть мирового улова рыбы
.
Включите мозги!
- На всех информационных ресурсах страны прошла эта новость. Прокуратура заявляет, что выловлено 12 миллионов тонн судака, тогда как ежегодный мировой улов рыбы, по подсчетам ученых, составляет 34 миллиона. Это как надо постараться, чтобы треть мирового улова добыть именно в Восточном Казахстане?! - возмущаются адвокаты осужденных чиновников.
Они убеждены, что истинная картина выглядит куда скромнее - по данным российской таможни, за границу было экспортировано не больше двух тысяч тонн этой рыбы, что не нарушает установленного лимита.
- По данным прокуратуры, только в 2008 году было выловлено более восьми тысяч тонн судака, - говорит адвокат Розита Багадаева, - но эти данные оспаривают в Казахстанском научно-исследовательском институте рыбного хозяйства. По информации ученых, столько рыбы в принципе нельзя было выловить в наших водоемах.
- В уголовном деле имеются данные о том, что фирмы, занимавшиеся экспортом рыбы, по фиктивным документам заполняли таможенные декларации. Более того, судами признаны фиктивными и все бухгалтерские документы означенных фирм. Но если вся документация липовая, значит, и улов нарисован на бумаге, - полагают адвокаты.
По словам Розиты Шариповны, ее подзащитный - один из заместителей начальника рыбинспекции - не совершал коррупционного преступления, а всего лишь допустил халатность. Не перепроверил документы, которые ему принесли на подпись.
- Оснований сомневаться не было, - пояснила она. - Ведь все документы предварительно проходили юридический контроль.
И потом, указывают адвокаты, до 2009 года в Казахстане вообще не было запрета на вывоз судака. Был запрещен экспорт краснокнижных животных и рогов сайгаков.
Сути дела не меняет
О баснословных 12 миллионах тонн судака в прокураторе области больше не говорят. Согласились, что действительно вышла досадная опечатка.
- Двенадцать тысяч тонн, - поправляет начальник управления специальных прокуроров ВКО Андрей Черепанов, - это реальная, выверенная цифра. Рыба ушла либо в натуральном замороженном виде, либо в виде филе.
Лимиты вылова судака в ВКО были настолько превышены, объясняет Андрей Черепанов, что рыболовецкие фирмы выдавали свой улов за перекупленный в других регионах страны товар. То есть наш судак шел под «брендом» Алматинской области.
Вина чиновников же была в том, комментируют в прокуратуре, что они, наблюдая, как из области караванами вывозится рыба, не усомнились в законности организованного конвейера и «включили черным рыбакам зеленый свет».
- Почему не выясняли (осужденные чиновники - ред.), где человек купил, как купил, как привез? - говорит господин Черепанов. - У каждого из них в этом преступлении были свои интересы. А у кого-то были там и свои рыболовецкие бригады.
В общем, фиктивные ли были документы или нет, подписи под ними чиновники ставили вполне реальные, считают в прокуратуре ВКО.
Сейчас сторона защиты осужденных чиновников надеется на апелляционную инстанцию областного суда.
Анастасия Куприянова