Как выводили деньги из Казахстана беглые чиновники, рассказали в ГП РК
Анализ ведомства показал, что, действительно, в подавляющем большинстве случаев правоохранительным органам Казахстана не удается обеспечить арест и возврат похищенных активов, выведенных за рубеж. Доказательством этому факту являются следующие примеры.
В 2012-2014 годах расследовалось уголовное дело в отношении организованной преступной группы бывшего акима Атырауской области Бергея Рыскалиева. Ущерб составил свыше 71 миллиарда тенге (500 миллионов долларов). Сообщается, что, пока правоохранительные органы были нацелены на осуждение исполнителей и руководителей ОПГ среднего звена, кассиры бывшего акима перевели за границу украденные сотни миллионов долларов и вместе с ним сбежали за границу. Работа по поиску украденного за рубежом практически не велась.
По делу Ерканата Тайжанова в 2015 году у следователей была информация о снятии 1,5 миллиона евро со счета жены Тайжанова. Но далее следствие не отработало, отмечают в Генпрокуратуре.
"Куда исчезли деньги, переведены ли в Австрию или другую страну неизвестно. Правоохранительные органы ограничились констатацией факта снятия денег, не использовали каналы международных сетей обмена информацией, рычаги подразделения финансовой разведки Казахстана и другие возможности для поиска этих денег", - заявили в ведомстве.
Мирхан Алимбетов в 2005-2008 годах обманул дольщиков Астаны на 5,5 миллионов долларов и сбежал за рубеж.
"На протяжении трех месяцев с момента возбуждения уголовного дела на его зарубежные счета продолжали переводиться деньги из Казахстана, а следствие об этом даже и не подозревало", - говорится в ответе ведомства.
Отмечается, что см Алимбетов найден и экстрадирован в Казахстан. Но деньги так и не возвращены. В настоящий момент у следствия нет информации даже о приблизительном местонахождении денег.
В свою очередь, НАК "Казатомпром" в 2002-2009 годах закупал по завышенной цене серную кислоту у офшора, но, в реальности, вся маржа в 70 миллионов долларов присвоена вице-президентом национальной компании Рустемом Турсунбаевым, который сейчас скрывается в Канаде.
"Таким образом, наши правоохранительные органы плохо работают по такого рода уголовным делам и зачастую возвращают мелочь. Необходимо отметить, что наши правоохранительные органы быстро раскрывают сложнейшие преступления (по горячим следам), особенно против личности, и делают это даже лучше, чем во многих европейских странах. Но финансовый криминал расследуется не на должном уровне. Вместо того, чтобы сразу найти и заморозить деньги, обеспечив их возврат, следствие занято экспертизой, подсчетом ущерба, в то время как преступники переводят наворованное в офшор и покидают страну", - констатируют в ведомстве.
В качестве решения предлагается реализовать проект генеральной прокуратуры "Возврат похищенных активов из -за рубежа" в рамках которого следователей обучат писать запросы о правовой помощи, использовать международные сети обмена информации и принимать меры по заморозке и возвращению активов из-за рубежа.