Атырау-Алматы: тайны взрывов и осечек
УТРО 31.10.2011
Утром 31 октября 2011 года в Атырау с небольшими интервалами прогремело два взрыва – первый у здания облакимата, не приведший к гибели людей, и второй – на углу многоэтажного дома в мкр. Сары-Арка, в результате которого погиб сам террорист. Как было установлено позже, им оказался житель города Атырау СУЛТАНГАЛИЕВ Бауржан, 1987 года рождения.
Позже на скамье подсудимых оказались пятеро молодых людей – САГЕНОВ Алимжан, 1983 г. р., УСАБЕКОВ Мейрамбек, 1986 г. р., КАЛКАМАНОВ Мирхат, 1988 г. р., ЖОЛДАСОВ Алибек, 1987 г. р., и ЕМБАЕВ Асет, 1990 г. р. Все пятеро местные, Жолдасов и Ембаев на момент ареста были студентами алматинских вузов, последний параллельно работал помощником инженера в НИИ онкологии и радиологии г.Алматы.
СПОСОБНЫЙ УЧЕНИК
Как следует из материалов суда, непосредственно подготовили и осуществили теракты Султангалиев, Сагенов и Усабеков. Знакомство Сагенова с Султангалиевым и Калкамановым произошло в 2007 году. Молодые люди сдружились на религиозной почве. Все трое придерживались радикальных взглядов, были убеждёнными сторонниками вооружённого джихада. Из приговора: «Он (Султангалиев) занимался поиском и привлечением в состав группы людей с радикальными религиозными убеждениями, собирал и распространял материалы, демонстрирующие необходимость совершения вооруженного джихада и пропагандирующих терроризм, организацией обучения и совершенствования среди членов группы навыков по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств, сбором сведений на сотрудников правоохранительных и специальных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом».
Следствие уверено, что большую роль в формировании взглядов будущих террористов сыграли материалы из интернета. В частности, после просмотра документального фильма, «демонстрирующего искажённые факты угнетения американским и российским государством людей, исповедующих ислам», в группировку вошел 25-летний Усабеков, сосед Калкаманова. Вдохновленный фильмом, Усабеков начал самостоятельно знакомиться с аналогичными материалами, размещёнными в интернете, занялся изучением способов самодельного изготовления взрывчатых веществ и взрывных устройств, необходимых для совершения вооружённого джихада.
КРУЖОК «ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ»
Первый испытательный взрыв Калкаманов и Усабеков произвели в том же 2009 году в самом центре города – среди гаражей, расположенных между Стройконторой и мкр. Восток. А взрывчатое вещество и взрывное устройство они изготовили на крыше дома №56 по улице Смагулова.
Спустя несколько дней они произвели второе испытание на заброшенных дачных участках в Курилкино. Для демонстрации своих навыков взрывника Калкаманов пригласил своего знакомого А. ШУГАЕВА – члена действовавшей на тот момент в Атырау другой террористической группы. Взрывное устройство Усабеков изготовил сам, руководствуясь взятой из интернета подробной инструкцией по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств.
Способности новичка были оценены в группе, и в августе 2009 года его пригласили в гараж, расположенный в Стройконторе, – здесь Сагенов и Султангалиев занимались ремонтом автокондиционеров. В гараже Усабеков провёл с ними несколько «мастер-классов» и передал флеш-карту с подробной инструкцией.
На следующий день Султангалиев, Калкаманов, Сагенов и Усабеков изготовили взрывное устройство с корпусом из стеклянной бутылки, привезли его на пустырь в мкр. Сарыкамыс и произвели испытание. Следующее испытание провели в конце декабря 2009 года в том же безлюдном месте мкр. Сарыкамыс.
Последние испытания бомб были проведены в середине марта 2010 года. Они выехали на «Daewoo Nexia», за рулём которой был их знакомый Шугаев, в безлюдную местность в районе Чёрной речки.
Испытания прошли в присутствии Шугаева и приехавшего вместе с ним общего знакомого АМИРГАЛИЕВА – оба являлись членами другой террористической группы и в августе 2011 года были задержаны в числе десятков других подозреваемых в терроризме.
И ПОШЛИ В СОЛДАТЫ
Судя по всему, группа Султангалиева в организационном плане была самостоятельной, хотя её члены были знакомы со многими ахи (братьями) из других группировок г.Атырау. Но после массовых задержаний в августе 2011-го, опасаясь ареста, Султангалиев, Сагенов и Усабеков связались по Skype с одним из руководителей группы «Джунд-аль-Халифат» («Солдаты Халифата») Дамиром ЗНАЛИЕВЫМ, который участвовал в военных действиях на территории Пакистана. Они обсудили с ним сложившуюся ситуацию в Атырау и выразили свои намерения выехать в Пакистан для участия в военных действиях.
Но Зналиев убедил их в необходимости совершения вооруженного джихада на территории РК и предложил войти в группу «Джунд аль-Халифат» и выполнять его поручения. Султангалиев с товарищами согласились.
«ДУЙТЕ В АЛМАТЫ»
Первое задание от Зналиева поступило в сентябре 2011 года. Опасаясь возможного задержания Султангалиева, Сагенова и Усабекова, он уже сам связался с ними через Skype и поручил им выехать в Алматы, чтобы укрыться от атырауских правоохранительных органов. Но главной целью было совершение там теракта.
11 сентября 2011 года тройка приехала в Алматы. Постоянная связь с Зналиевым поддерживалась через Skype. На следующий день после приезда им было поручено изготовить взрывное устройство. В большом списке купленных компонентов есть, кстати, и игрушечный автомобиль Hummer с пультом дистанционного управления. Детская игрушка должна была использоваться в качестве средства детонации. Взрывные компоненты и устройства готовились на различных съёмных квартирах, которые они арендовали с 12 сентября по 2 октября 2011 года.
УГРОЗА
27 сентября 2011 года один из руководителей террористической группы «Джунд аль-Халифат» Р. ХАБИДОЛЛА направил на электронный адрес аппарата акима Атырауской области электронное письмо. В своем послании он требовал освободить задержанных в Атырау в конце августа 2011 года соратников и угрожал принять меры в случае неисполнения выдвинутого им требования. Вероятно, «Солдаты» были уверены: им есть чем подтвердить угрозы, ведь так удачно подвернулся под руку Султангалиев с друзьями, готовый совершить теракт по их заданию. 1 октября три атырауских товарища получили от Зналиева схему с указанием места проведения теракта – им оказалась территория, прилегающая к административному зданию консульской службы МИД РК по улице Айтеке би в Алматы. После предварительного обследования тройка определила место установки взрывного устройства. На следующий день, находясь в арендованной квартире по улице Пушкина, они записали на видеокамеру вид приготовленного для совершения теракта взрывного устройства с корпусом из пластмассового бидона и пытались переслать изображение через интернет Зналиеву в качестве подтверждения готовности к выполнению задания.
СУДЬБА ПОСЛАЛА ДВОРНИКА…
3 октября около 5.30 утра Султангалиев и Сагенов перевезли взрывное устройство на запланированное место и положили его под ель, растущую на углу здания Комитета по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Нацбанка РК, то есть в непосредственной близости от здания консульской службы МИД РК. Затем вернулись в арендованную ими квартиру.
В тот же день, примерно в 6.30 утра дворник Нацбанка, убирая территорию, случайно обнаружил взрывное устройство и выкинул его в мусорный контейнер, расположенный за зданием консульской службы МИД РК – в 70 метрах от места обнаружения. По свидетельским показаниям дворника, под елью был спрятан рюкзак, в котором находилась пятилитровая пластиковая емкость с пенистой жидкостью желтого цвета, из бутыли торчало несколько проводов. Рюкзак, видимо, не вызвавший у дворника никаких подозрений, был выброшен им в мусорный контейнер.
По плану, взрыв должен был произвести Усабеков, но он отказался выполнять задание, считая, что на месте взрыва могут оказаться посторонние люди. Тогда руководитель группы всё взял на себя. Примерно в 9 утра Султангалиев снова приехал к зданию консульской службы МИД РК – на этот раз, чтобы дистанционно привести в действие взрывной механизм. Однако устройство не сработало, поскольку бомба находилась слишком далеко.
После совершения теракта тройка должна была выехать в Атырау. Поэтому Султангалиев, как и договаривались, приехал на железнодорожную станцию «Алматы-2», где его уже ожидали Сагенов и Усабеков. На вокзале он им сообщил, что взрыв не произошёл, хотя он нажимал на кнопку пульта управления. Вскоре все трое сели на поезд «Алматы – Атырау».
…А ПОТОМ ХОЗЯИНА КВАРТИРЫ
Но вечером, получив очередной приказ от «Джунд аль-Халифат», они сошли на станции Шу Жамбылской области и на такси вернулись в Алматы.
5 или 6 октября 2011 года Зналиев дал им команду совершить взрыв возле МВД, но, узнав от них, что все министерства расположены в Астане, сказал, чтобы объект, принадлежащий системе органов внутренних дел, они выбрали сами. Первоначально трое атырауских взрывников решили подорвать здание Жетысуйского районного управления внутренних дел, но потом остановились на Алмалинском управлении, что на улице Карасай батыра.
Но тут арендованную ими квартиру неожиданно посетил муж хозяйки для получения арендной платы. Неожиданный визит владельца квартиры вызвал у Султангалиева подозрение. Опасаясь выдать себя, атырауские гости слили приготовленные компоненты взрывчатых веществ в унитаз, а части бомбы вывезли в рощу Баума и закопали. После этого сразу уехали на поезде в Атырау.
ЕЩЁ ОДНА УГРОЗА
Тем временем 21 октября руководители группы «Джунд аль-Халифат» разместили в YouTube известное видеообращение к правительству Казахстана с требованием об отмене Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» и вновь угрожали совершить теракты.
Через неделю Зналиев снова связался по скайпу с Сагеновым, Усабековым и Султангалиевым, вернувшимися в Атырау после неудачных попыток диверсии, и дал им новое поручение: совершить подрывы у здания акимата Атырауской области и областной прокуратуры.
ПЛАН
а несколько дней троица на съёмной квартире Султангалиева (одна из пятиэтажек, находящихся в 4 мкр. Авангарда) изготовила 5 взрывных устройств. Два – большей мощности – предназначались для взрывов у облакимата и прокуратуры, остальные три, меньшей мощности – каждому из участников теракта для осуществления самоподрыва в случае их задержания. Все взрывные устройства хранились у Султангалиева.
После предварительного обследования территорий, прилегающих к зданиям облакимата и прокуратуры, террористы определились с местом терактов и разработали план.
Оба взрыва должны были произойти 31 октября в 9 часов утра. Роли были распределены следующим образом. Сагенов должен был привезти Усабекову одно взрывное устройство большой мощности, чтобы он установил его у стен облакимата. Султангалиев должен был привезти и установить у здания областной прокуратуры второе взрывное устройство большой мощности. При установке взрывных устройств Усабеков и Султангалиев должны были быть одеты в специальные светло-зелёные жилеты работников коммунальной службы. После этого Сагенов должен был привести в действие оба взрывных устройства, позвонив на абонентские номера мобильных телефонов, установленных внутри каждого взрывного устройства.
ВЫХОД НА ПОЗИЦИИ
31 октября примерно в 3 часа ночи Усабеков, подготовив бомбы к взрыву и прихватив с собой одно (на случай его самоподрыва), уехал на велосипеде домой. Примерно в 8.20 утра он вынес с собой взрывное устройство меньшей мощности (для себя) и приехал к подъезду дома №10, расположенного по улице Абая. Там он стал ждать Сагенова. Тем временем Сагенов примерно в 8.15 вышел из своей квартиры, приехал на квартиру к Султангалиеву, взял два взрывных устройства большей и меньшей мощности и привёз их к подъезду, где его дожидался Усабеков. Он передал последнему взрывное устройство большей мощности. Затем переместился к зданию бизнес-центра «Іскер» - оно находилось в равной удалённости от облакимата и прокуратуры. Там он стал дожидаться, когда двое напарников установят взрывные устройства на условленных местах, чтобы затем сделать звонок на телефон взрывного устройства.
ПЕРВЫЙ ВЗРЫВ
Султангалиев, надев светло-зелёный жилет работника коммунальной службы, подъехал к зданию областной прокуратуры. С собой у него было два взрывных устройства (большей и меньшей мощности). Примерно в 9.27 он установил устройство большей мощности возле прокуратуры.
В свою очередь Усабеков, также надев светло-зелёный жилет, установил взрывное устройство большей мощности рядом с мусорным контейнером у задней стены облакимата. После чего, имея при себе второе взрывное устройство меньшей мощности, поехал в помещение строящегося в мкр. Нурсая межрегионального профессионально-технического центра по подготовке кадров для нефтегазовой промышленности, где он подрабатывал неофициально сантехником.
Примерно в 9.43 Сагенов осуществил звонок на мобильный телефон, установленный в качестве средства детонации внутри взрывного устройства, заложенного Усабековым возле облакимата.
Произошёл взрыв, к счастью, не приведший к жертвам.
ТАЙНА ВТОРОГО ВЗРЫВА
Со вторым взрывом что-то пошло не так. По версии следствия, Султангалиев, «по неустановленной причине», в 9.44 забрал оставленное им у здания облпрокуратуры взрывное устройство и у северо-западного угла жилого дома №30 в мкр. Сары-Арка «произвёл одновременный взрыв двух взрывных устройств большей и меньшей мощности». Его разорвало на куски.
Между тем из признания Сагенова известно следующее. Он стоял возле «Iскера», затем примерно в 9.15 сел в такси и, проезжая мимо здания областной прокуратуры, увидел, что ведро со взрывным устройством стоит около кирпичного забора между зданиями городской и областной прокуратур. Проверив таким образом наличие бомбы, он вернулся на такси к зданию бизнес-центра и стал ждать, когда Усабеков заложит взрывное устройство у облакимата. Примерно в 9.43 он набрал абонентский номер телефона, находящегося внутри взрывного устройства, и сразу же прогремел взрыв возле стен облакимата. Потом он снова поймал такси и поехал в сторону центральной мечети и далее в сторону рынка «Коктем». По дороге он отключил свой мобильный телефон, затем вновь включил его и набрал абонентский номер телефона, установленного во втором взрывном устройстве возле прокуратуры. И сразу услышал звук взрыва. По данным следствия, это произошло в 9.47. Позже Сагенову станет известно, что во время взрыва подорвался Султангалиев. Каким образом взрывное устройство оказалось при нём, Сагенову неизвестно, поскольку, как он утверждает, в 9.15 лично видел взрывное устройство возле ограды облпрокуратуры. От маленькой бомбы (которую носил с собой на случай необходимости самоподрыва) он позже избавился, разобрав и выбросив её в Урал. О том, почему бомба при взрыве оказалась при Султангалиеве, наверное, мы не узнаем никогда.
…Есть одна нестыковка в показаниях Сагенова. Он утверждает, что привёл в действие первую бомбу «примерно в 9.30». И через несколько минут, уже находясь в такси, взорвал вторую, но точное время второго взрыва не зафиксировал. Реальное время первого взрыва, зафиксированное следствием, – 9.43. Из этого можно предположить, например, что Сагенов не сверял часы с подельниками перед началом операции, и, возможно, часы у него отставали на 13 минут от часов, которые были у Султангалиева. Может быть, последний был сбит с толку необъяснимой задержкой взрыва и решил проверить исправность бомбы, забрав её с установленного места?
ПРИ НЁМ БЫЛИ ОБЕ БОМБЫ
Из заключения судебно-медицинской экспертизы: «Смерть Султангалиева Б. К.наступила от несовместимых с жизнью повреждений: полного расчленения тела, частичных отрывов, разрывов и отсутствия внутренних органов, спинного мозга, туловища, левой верхней и обеих нижних конечностей и т. д., …которые… причинены одномоментно, непосредственно перед наступлением смерти при взрыве взрывного устройства».
Из заключения судебной взрывотехнической экспертизы о причинах гибели Султангалиева: «Нельзя исключить возможности взрыва двух взрывных устройств: одного фугасного типа, второго, предназначенного для осколочно-фугасного поражения живых целей. Масса заряда взрывчатого вещества, взорванного возле дома 30 в микрорайоне Сары-Арка города Атырау, в тротиловом эквиваленте расчетным путем определяется как находящаяся в пределах от 6,53 до 8,89 килограмма».
Мощность заряда взрывного устройства, приведённого в действие возле облакимата, определяется как 9,72 килограмма в тротиловом эквиваленте.
1 ноября руководители террористической группы «Джундаль-Халифат» разместили в интернете своё заявление, в котором взяли на себя ответственность за совершение в г.Атырау октябрьских актов терроризма.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
В начале ноября Зналиев, решив помочь Сагенову скрыться от правоохранительных органов, связался через интернет с Жолдасовым и Ембаевым. Как следует из материалов дела, оба ранее были завербованы Зналиевым в группу «Джунд аль-Халифат». Эти двое, согласно указаниям Зналиева, должны были помочь укрыться Сагенову. Жолдасов и Ембаев связались по телефону с жителем посёлка Аккистау Исатайского района Атырауской области по имени Есенберды и, не сообщая о причастности Сагенова к совершению теракта, попросили вывезти его из города в посёлок Аккистау. При попытке выезда Сагенова из города на автомобиле под управлением Есенберды он был задержан сотрудниками правоохранительных органов.
ЗАКРЫТЫЙ СУД
Суд по делу о взрывах проходил в закрытом режиме. 2 апреля 2012 года приговором городского суда №2 А. Сагенов и М. Усабеков приговорены к 11 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, М. Калкаманова приговорили к 7,5 года, А. Жолдасова и А. Ембаева – к 6 годам с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Все пятеро осуждены по нескольким пунктам статьи 233 УК РК «Терроризм» – изготовление взрывных устройств, участие в террористической группе, совершение террористических актов.
На суде Усабеков просил суд смягчить его наказание, а свое раскаяние выразил в стихотворении под названием «Раскаяние террориста».
Что касается Калкаманова, то после переезда в 2011 году вместе с семьей в Алматы, он прекратил общение со своими старыми друзьями. И просил суд оправдать его по предъявленным обвинениям, так как самостоятельно не изготавливал взрывчатые вещества и взрывные устройства. Однако правосудие было строгим.
Сауле ТАСБУЛАТОВА