В Казахстане составлен рейтинг представленности регионов во власти
«Результаты исследования высчитаны на основании информации о месте рождения 232 политиков различного ранга. За каждого уроженца области, представленного в высших эшелонах власти, региону начислялось определенное количество баллов (от 1 до 20). Количество баллов зависело от значимости текущей должности политика. Далее сумма баллов региона делилась на численность ее населения и умножалась на 100 тысяч. Таким образом, вычислялось количество баллов региона на 100 тысяч населения. Чем больше показатель, тем выше положение региона в итоговом рейтинге», - объясняют исследователи методологию составления рейтинга.
Как отмечают эксперты, место Алматинской области в рейтинге объясняется, главным образом, происхождением действующего президента из этого региона.
Из числа влиятельных уроженцев Алматинской области во власти эксперты выделяют, прежде всего, председателя КНБ Нуртая Абыкаева и спикера сената Кайрата Мами. Уроженцами Алматинской области являются также: управляющий делами президента, председатель Счетного комитета, аким Алматы и четыре действующих министра.
Высокое положение Атырауской и Актюбинской области обусловлено происхождением из регионов нескольких относительно самостоятельно сформировавшихся влиятельных политиков (прежде всего Имангали Тасмагамбетова и Марата Тажина) и другими факторами.
Город Алматы представлен в высших эшелонах власти преимущественно молодыми политиками (исключение составляет глава МЧС Владимир Божко). Многие из коренных алматинцев во власти являются детьми советской элиты. Их происхождение способствовало получению хорошего образования и воспитания. Сравнительно малый средний возраст алматинцев во власти обуславливает их высокий политический потенциал в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Многие из них на данном этапе занимают должности среднего уровня. При этом стоит учитывать, что многие из уроженцев Алматы во власти имеют корни в алматинской области, например заместители руководителя АП Бауыржан Байбек и Бахыт Султанов.
В ходе анализа информации неординарная и уникальная ситуация прослеживается вокруг политиков из Акмолинского региона. Область является безусловным лидером по представленности в парламенте. При этом в высшем руководстве центральных исполнительных органов нет ни одного уроженца данного региона.
Широко представлены во власти Кызылординская, Карагандинская и Жамбылская области (6,7 и 8 места соответственно). Уроженцы данных регионов присутствуют как в структуре центральной исполнительной власти, так и в представительных органах.
Уроженцы других регионов представлены во власти значительно меньше. Объективные причины такой ситуации есть только в случае с Астаной. Город имеет особый статус сравнительно недавно и до переноса столицы не мог рассматриваться в качестве «кузницы кадров» для республиканской элиты.
Вопреки распространенному мнению, результаты исследования фиксируют не высокую, а среднюю представленность ЮКО в высших эшелонах власти. Это объясняется выбранной методикой, которая основана не на абсолютных, а относительных значениях, с учетом численности населения (в ЮКО она самая высокая среди всех регионов).
Стоит отметить, что в число регионов с низким уровнем представленности во власти входят все северные области (СКО, Костанайская и Павлодарская области), ВКО, а также ЗКО и Мангистауская область. Представительство двух последних областей на центральном уровне ограничивается только депутатами парламента. В обоих регионах местную исполнительную власть возглавляют выходцы из других регионов.