Министерство иностранных дел Туркмении выразило протест Азербайджану в связи с «противоправными действиях погранвойск» закавказской республики
«На встрече было отмечено, что согласно договоренности, достигнутой между двумя странами в 2008 году, Азербайджан и Туркмения не будут проводить никакой деятельности по разведке и добыче на пересекающихся участках национальных секторов, пока не будут согласованы вопросы, связанные с разграничением дна Каспийского моря», – говорилось в сообщении МИД.
В нем указывается, что «в нарушении этой договоренности с туркменской стороны предпринимаются попытки проведения сейсмических работ на месторождении «Кяпаз», расположенном на стыке национальных секторов».
Споры вокруг месторождения «Кяпаза» происходили и ранее. Оно было открыто азербайджанским геологами более четверти века назад и первоначально называлось «Промежуточным», так как располагалось на равном расстоянии от побережья Азербайджана и Туркмении.
Отсутствие договора о разделе Каспия регулярно приводит к дипломатическим спорам. Так, в апреле глава российского МИД Сергей Лавров заявил, что вопрос о прокладке Транскаспийского газопровода должен решаться с учетом мнений всех прикаспийских государств. «Решения, которые принимаются без учета мнений всех каспийских государств о том, как использовать Каспийское море, да еще и с учетом мнения ЕС, который далеко расположен от этих мест, считаем неприемлемым», – подчеркнул Лавров, комментируя соответствующие договоренности Евросоюза, Туркмении и Азербайджана.
Транскаспийский трубопровод должен стать частью Южного коридора, который предусматривает поставки газа из бывших республик СССР в Центральной Азии, а также, вероятно, из Северного Ирака и Северной Африки. Планируется ежегодно транспортировать 20–30 млрд кубометров газа. Стоимость проекта оценивается в 7,9 млрд евро.
Россия и Иран настаивают, что при строительстве должны учитываться интересы всех пяти государств, территории которых омывает Каспий.
Азербайджан, Казахстан и Туркмения исходят из того, что строительство трубопроводов на Каспии является вопросом, решаемым двумя договаривающимися сторонами, а не всеми пятью прибрежными государствами.
«Транскаспийский проект не является нашим проектом. Это проект между Туркменистаном и Европейским союзом. Согласно Европейской энергетической хартии, мы являемся открытой транзитной страной, и инфраструктура, которую они (ЕС и Туркменистан) намерены построить, является делом этих двух сторон», – заявлял, в частности, президент Госнефтекомпании Азербайджана Ровнаг Абдуллаев.