Власти Атырауской области обеспокоены сокращением популяции тюленей на Каспии
Больше всего тюленей сегодня можно увидеть с воздуха в районе острова Кулалы. Аномально сильные морозы, на многие километры сковавшие море, животным не мешают. У каждого тюленя, расположившегося на крепкой льдине, есть лунка, через которую он выходит на промысел или прячется в случае опасности. С борта вертолета видно, что тюлени перезимовали неплохо - услышав шум, они развивали на льду приличную скорость, устремляясь к лунке.
Крепкий лед, кстати, помогает выращивать потомство - чем дольше родившиеся в январе бельки находятся на льдине с матерью, тем они крепче. Если зима теплая и лед быстро тает, молодняк часто погибает. В середине марта подросшие детеныши уже не нуждаются в материнском молоке, а самостоятельно ищут пропитание, отправляясь осваивать морские просторы, где их поджидает немало опасностей. Одна из них - интенсивное движение судов нефтяных компаний, пробивающих путь в замерзшем море.
Рассказывает Петр Лупенков, начальник метеостанции о. Кулалы: «Зимой во время льдов здесь ходят ледоколы. Они выходят из Баутино - идут на месторождение Кашаган. Везут грузы, продукты, баржи тащат. Или за ними караван кораблей идет. Это практически каждый день наблюдается».
Бауржан Жумажанов, и.о. председателя Комитета рыбного хозяйства МСХ РК: «Это, конечно, в первую очередь ледоколы, которые зимой плавают по морю. Они продавливают лед и вместе с ним щенков. Обычно в феврале это происходит».
По правилам, капитан, заметив тюленя, должен обойти его минимум за километр. Но караваны судов идут по пробитому в толстом льду пути, и сделать крюк, огибая лежбище, практически невозможно. Никто не гарантирует и того, что животные, которые охотятся за рыбой в освобожденной ото льда воде, не попадут под винт огромного судна, передает ИА «Казах-Зерно».
«Ужесточить контроль за нефтяными компаниями - это необходимо. Это, во-первых, пути судоходства. После проведения исследований в нормативно-правовые акты должны включить, что круглый год запрещается на определенных координатах плавать», - заключил Бауржан Жумажанов.
Решается также вопрос об укреплении материальной базы инспекторов рыбоохраны. На вооружении у них появятся суда на воздушной подушке. Они позволят круглый год вести мониторинг за тюленями, число которых за последние годы сократилось более чем в 3 раза. Более действенной станет и борьба с браконьерами, в чьи сети, выставленные в море, часто попадают тюлени.