Юристы требуют признать девальвацию незаконной
Юристы усмотрели противоречивость в официальных заявлениях председателя Нацбанка. Ведь вначале он говорил о том, что решение о проведении девальвации было принято накануне вечером, а он узнал об этом уже ночью. Из чего следует, что председатель Нацбанка не принимал участия при принятии вышеуказанного решения, что является незаконным.
Запрос был составлен еще в феврале, на имя председателя Национального банка Республики Казахстан. В нем юристы попросили Кайрата Келимбетова сообщить, на основе каких документов было принято решение о проведении девальвации и ознакомить их с текстом этого решения.
«Согласно ст. 15 Закона, Правление Нацбанка одобряет денежно-кредитную политику, которая разрабатывается Советом директоров Нацбанка. Исходя из вышеуказанных норм, решение о девальвации, принятое 10 февраля, должно было быть сначала принято на заседании Советом директоров во главе Председателя Нацбанка, оформлено в виде постановления и потом одобрено Правлением Нацбанка, оформленном также в виде постановления. Фактически, со слов Келимбетова К., он не принимал участия ни в заседании Совета директоров, ни в заседании Правления, что является нарушением ст. 17 и 19 Закона «О Национальном банке РК», что в свою очередь означает незаконность принятого решения о девальвации», - утверждает адвокат Жангельды Сулейманов, руководитель интернет-проекта «Юристы за соблюдение законов».
Ответ юристы получили лишь спустя два месяца (полный текст). Заместитель председателя Нацбанка Куат Кожахметов перечислил ряд причин девальвации, среди которых были названы отток капитала с развивающихся рынков (вызвавший значительное ослабление национальных валют развивающихся стран), неопределенность обменного курса российского рубля, изменение трендов потоков платежного баланса РК. По его словам, в результате сложившейся ситуации дальнейшее поддержание курса тенге на прежних уровнях неизбежно приводило к сокращению золотовалютных резервов страны.
«С конца января 2014 года участие Национального Банка на внутреннем валютном рынке в качестве нетто-продавца стало увеличиваться, в то время как равновесный курс тенге должен определяться при минимальном участии со стороны Национального Банка. В этой связи, в целях сохранения золотовалютных активов Национальный Банк был вынужден отказаться от поддержания обменного курса тенге на прежнем уровне и сократить свое вмешательство в процесс формирования обменного курса тенге. Проведение корректировки курса национальной валюты было основано на анализе всех вышеприведенных факторов. Данная мера призвана привести к улучшению конкурентных условий для экспортеров и предприятий, ориентирующихся на импортозамещающую продукцию», - говорится в ответе Нацбанка.
Впрочем, документов, на основе которых была одобрена девальвация, Нацбанк не назвал, сославшись лишь на общедоступные данные.
«Следует также отметить, что вышеупомянутая аналитическая информация, объясняющая необходимость корректировки обменного курса, основывалась, в том числе, на общедоступных данных», - добавил Куат Кожахметов.
В связи с этим юристы утверждают, что решение о девальвации не было оформлено в соответствии с законом и должно быть признано незаконным.
«16 апреля Нацбанк предоставил ответ на обращение, в котором сообщил, что никакого нормативного правового акта не принималось. То есть, такое важнейшее для страны и всего общества решение не было оформлено в письменном виде, что к тому же является нарушением Закона о Нацбанке и в таком случае, девальвация должна быть признанной незаконной. Мы понимаем, что девальвация не будет отменена, но вызывает огромное беспокойство, что при принятии таких важнейших решений нарушается закон. В любом случае, необходимо установить причины таких нарушений и принять меры по недопущению их в будущем», - добавил адвокат Жангельды Сулейманов.