Ермек Турсунов: Родиться и умереть в Казахстане. Часть 1
Говорят, нудный человек - это тот, кто на вопрос «как дела?» начинает подробно рассказывать, как именно у него обстоят дела. Не хочу множить информационный мусор, но все-таки хочется понять - как у нас дела? Меня реально интересует – что с нами происходит? Но больше меня интересует – настроение. Поскольку от настроения во многом зависит, как сложатся потом дела.
Нам повезло жить в стране, владеющей несметными сокровищами
Говорят, мои письма (см. «Мой неравный брак с государством» и «Спасти страну или спастись от страны?») наделали много шума. Я думаю – насколько этот шум был оправданным? Может, я чего преувеличил? Может, сгустил краски? Возможно. Но я всегда стараюсь быть понятным и не поддаваться эмоциям. Иной раз получается, иной раз – нет.
Ну, давайте взглянем на ситуацию вообще без красок. Займемся арифметикой, сложим цифирки и поделим их столбиком. В итоге мы сможем получить ответ на вопрос: какое у нас должно быть настроение и как у нас обстоят дела? Давайте начнем с хорошего. Помянем имя Господа, который в щедрости своей подарил нам в качестве бонуса кучу разного добра. Вот какие позиции мы занимаем, например, в мировом рейтинге разведанных земных богатств:
Свинец – 22 % (1 место в мире).
Цинк – 15,2 % (1 место).
Уран – 18,9 % (2 место).
Хромовые руды – 37,6 % (1 место).
Барит – 47,2 % (1 место).
Уголь – 3,1 % (6 место).
Нефть – 3,2 % (7 место).
Золото – 2,7 % (8 место).
Серебро – 16 % (2 место).
Медь – 7,1 % (3 место).
Никель – 1,4 % (12 место).
Кобальт – 3,9 % (5 место).
Бокситы – 1,4 % (10 место).
Железо – 6 % (5 место).
Марганец – 30 % (2 место).
Фосфориты – 4,5 % (6 место) и т.д.
Одним словом, мы – богачи! Нам повезло родиться и жить в стране, владеющей несметными сокровищами. И это притом, что население Казахстана составляет лишь 0,25 % от всего населения Земли. Казалось бы, ну чего бы не жить и радоваться?
Сколько стоит родить?
А с чего она, собственно, начинается, эта жизнь? Со свадьбы, наверное. В этом смысле не так интересно количество свадеб, сколько показательно число разводов. Так вот, в первом квартале 2013 их количество в Казахстане достигло рекордной за последние шесть лет отметки. На 100 заключенных браков пришлось 34 развода. В среднем у нас разваливается каждая четвертая семья (так считает Айткуль Самакова, депутат мажилиса). Естественно, растет количество неполноценных семей и сирот. А ведь есть еще и внебрачные. Согласно последним данным, в Казахстане ежегодно вне брака рождаются более 20% детей.
Почему люди разводятся? Тут много причин, но одна из главных – неоправданные надежды. Семья подорожала. Поэтому растет количество матерей-одиночек.
Как государство поддерживает молодых матерей? Да и вообще - сколько стоит родить?
Один поход к гинекологу на консультацию стоит от 1 тыс. до 5 тыс. тенге. Примерно. Естественно, ходить придется месяцев восемь-девять. И, понятно, ходить не просто так: куча всевозможных обследований, и у каждой процедуры - своя цена. Конечно, можно сэкономить на бесплатных консультациях. Но мало кому охота ждать в кашляющих и нервных очередях. А если ты еще и работаешь… Поэтому - лучше в платную клинику. А там у каждого свои расходы. Надо думать, они непростые. Сами роды стоят тоже по-разному. Можно, конечно, рожать бесплатно. Но в платном роддоме всё же спокойнее. Стоимость родов там - от 70 тыс. до 500 тыс. тенге. Если будут показания к кесареву сечению, роды обойдутся дороже - от 100 тыс. до 700 тыс. тенге, в зависимости от заведения.
Единовременное пособие всем женщинам - как работающим, так и домохозяйкам - за рождение ребенка с 1 января 2014 составило 55560 тенге. Если мама не работала, то пособие по уходу за ребенком до достижения им одного года: на первого ребенка – 10186 тенге, на второго – 12038 тенге, на третьего – 13890 тенге.
Ну, и как же ребеночек без приданого? Коляска, мебель, кроватки, памперсы, детское питание, встать на очередь к педиатру…
Почему-то мне кажется, что во всей этой кутерьме 10186 тенге погоды не делают. Что имеется в виду?
20% сирот мы продаём иностранцам
На сегодня около 42,5 тыс. детей живут в интернатах. В Казахстане зарегистрировано 209 специализированных учреждений для детей, большую часть которых составляют детдома. В них содержится еще около 13 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В то же время у 88% детей родители есть.
Уполномоченный по правам человека в республике Аскар Шакиров говорит: «В последние годы наметилась тенденция сокращения количества детских домов… Идет интенсивный процесс усыновления. 20 % детей усыновлены иностранцами».
Получается, мы уже распродаем своих сирот, поскольку сами воспитывать не в силах. Но если не думать о столь драматическом развитии событий, то молодые люди - и те, что разошлись, и те, что, слава богу, сохранили семьи, -ведут свое чадо в детский сад.
За устройство детей в детсады казахстанцы ежегодно дают взяток на $8 млн
По информации МОН РК, в настоящее время в стране функционирует 8590 дошкольных организаций, в том числе 3128 детских садов и 5462 мини-центра. ОО «Казпотребнадзор» провел исследование и выяснил, что ежегодно родители за устройство детей в детсады отдают более 1,5 млрд тенге, или примерно $8 млн, взятками.
Сегодня в казахстанских детсадах воспитывается полмиллиона детей. Каждый год туда принимают около 100 тыс. ребятишек. Почти половина родителей - респондентов исследования становятся либо жертвами вымогательства за досрочное принятие ребенка в детский сад, либо сами предлагают взятку. Сумма «благодарности» за прием ребенка в детсад варьируется в диапазоне от 5 тыс. до 200 тыс. тенге. На размер подношения влияют такие факторы, как дефицит мест в дошкольных учреждениях, длина очереди, уровень жизни населения и запросы взяткополучателей. Среди регионов по размерам мзды лидирует Западно-Казахстанская область: там средняя взятка - около 140 тыс. тенге. В Астане получение места в садике обходится в сумму от 200 тыс. тенге.
Но это еще не всё. После устройства ребенка в садик родителям приходится платить дальше. С регулярными поборами столкнулись три четверти респондентов. Каждый третий платит ежемесячно. Отмечается, что финансировать родителям приходится почти все статьи расходов.
И всё равно детсадов не хватает: садиками обеспечены только 55 % детей. Из-за этого многие трудоспособные родители вынуждены сидеть дома. (20 с лишним лет назад в Казахстане работали почти 9 тыс. детсадов. Все они были бесплатными). И еще одна любопытная цифра, которая имеет к этой теме косвенное отношение: содержание одного ребенка в детском саду обходится государству в 180 тыс. тенге в год. Содержание осужденного в тюрьмах Казахстана – 700 тыс. тенге.
Далее.
Какие деньги получают за свой нелегкий труд сотрудники детских садов и яслей? Говоря иначе – что заставляет работников детских садов заниматься поборами?
Минимальный оклад воспитателя с учетом экологии (среднее специальное образование и стаж до 1 года) – 38015 тенге. Максимальный (высшее образование и стаж свыше 20 лет) – 48988 тенге. Различных доплат значительно меньше, чем у школьных учителей. Дополнительно за высшую категорию им положено 15927 тенге, за первую – 7078, а за вторую – 4424 тенге. Меньше всех получают помощники воспитателя (по-старому – нянечки). Их труд государство оценило окладом от 31998 тенге (нулевой стаж) до 38015 тенге (стаж больше 20 лет). За работу с дезинфицирующими средствами им ежемесячно доплачивают 6016 тенге. Итого: максимальное начисление у воспитателя – 64915 тенге. У его помощника – 44031 тенге.
С детскими садами более-менее разобрались. Теперь – школа.
Реформы - не двигатель, а главная проблема школьного образования
Тут цифры разнятся. Из последних источников я выделю следующее.
В Казахстане функционируют 7465 общеобразовательных школ. Из них с казахским языком обучения 3830 школ, русским - 1460, таджикским - 2, узбекским - 58, уйгурским - 14, со смешанными языками обучения - 2101 школа. Число учащихся составляет 2 млн 479 тыс. детей, то есть почти два с половиной миллиона.
Из общего количества школ, по словам вице-министра образования и науки Казахстана Есенгазы Имангалиева, количество аварийных составляют 182 здания. Чтобы понятнее - находиться в них опасно.
Давно стало общим местом мнение о том, что реформы в нашей школе приобрели «хронический» характер. Полагаю, что жизнь в состоянии такого «вечного ремонта» является для системы образования уже не столько двигателем, сколько основной проблемой. Начиная с советского периода, практически каждый год в системе образования внедряют что-то новое. Постоянные реформы за двадцать с лишним лет стали обязательным критерием работы любого учителя, а «реформотворчество» — традицией каждого нового министра образования. Беря во внимание все эти вещи, перейдем к следующей теме: сколько нынче стоит школьник?
Здесь тоже всё по-разному, в зависимости от статуса школы и заканчивая тем, в каком классе учится ребенок. В среднем один комплект школьной формы обходится родителям в 70 тыс. тенге. Это у мальчиков. Девочек одеть – дороже. Плюс к этому – учебники, о качестве которых только ленивый не высказался, опять же различные школьные поборы и т.д. Копаясь в ворохе цифр и таблиц, я случайно наткнулся и на любопытную информацию. Существует так называемый «Список учебников, разрешенных к использованию в 1-11 классах в 2012-2013 учебном году». Там есть такие строчки: «1 класс – 67 книг, 7 класс – 94 книг, 8 класс – 107 книг…»
Честно говоря, я так и не понял – зачем такое количество пособий? Неужели всё это нужно?
Оклад учителя школы зависит от уровня образования и стажа. Минимальный (среднее специальное образование и стаж до 1 года) – 38015 тенге с учетом экологических доплат. Максимальный (высшее образование и стаж свыше 20 лет) – 53235 тенге.
Кого государство выделяет? Ну, например – преподавателя математики высшей категории со стажем 20 лет, который работает на ставку в гимназии и ведет классное руководство. Начисление составляет 83316 тенге (оклад, категория, экологическая доплата, проверка тетрадей, работа в гимназии). Это – сумма до вычета налогов и пенсионных отчислений.
Почём диплом?
Ну вот, ребенок вырос. Дальше вопрос – сколько стоит получить образование в Казахстане?
Начнем с южной столицы.
В среднем ежегодно здесь обучается около 250 тыс. студентов, большинство из них – приезжие. Для многих расходы на проживание превышают стоимость самого обучения. При крупных вузах, конечно, есть общежития, но мест там мало.
Еще одна статья расходов – питание. В студенческих столовых обед выходит в 500 тенге, завтрак – от 300. В общем, при самых скромных подсчетах, в месяц на питание надо около 30 тыс. тенге. Некоторые студенты пытаются найти приработок, чтобы покрывать хотя бы эти «житейские» расходы. Но при этом приходится пропускать занятия и недобирать знания.
Судите сами: чтобы стать юристом или экономистом, нужно оплатить в год за обучение 635 800 тенге. Еще дороже обходится медицинское образование – 780 600 тенге ежегодно. При таких ценах прогуливать и пропускать занятия даже в целях заработка как-то обидно…
В Кызылорде, в Государственном университете им. Коркыт-ата стоимость обучения по «ходовым» специальностям недавно выросла почти в два раза. Самые дорогие специальности в этом учебном заведении – педагогические. Здесь обучение стоит 443 300 тенге – очно и 175 тысяч тенге – заочно. Проездные для студентов и школьников в Кызылорде не предусмотрены.
В Актобе – еще дороже. Актюбинские вузы готовят будущих юристов, экономистов и врачей. Оплату за обучение повышают ежегодно минимум на 20%. В медицинском университете им. М. Оспанова, готовящем врачей для всего Западного Казахстана, оплата составляет 609 тыс. тенге.
В Петропавловске за четыре года обучения в вузе надо выложить почти 3 млн тенге! И это при том, что доходы североказахстанцев - самые скромные по республике.
В Караганде самые дорогие – медики. А специальность «Общая медицина» вообще бьет ценовые рекорды - 621 500 тенге в год.
Столичное образование в КазГЮУ: юридическая специальность «стоит» около 450 тыс. тенге, таможенное дело – 370 тыс., экономические специальности – от 360 тыс. до 390 тысяч. Учеба в медицинском университете «Астана» обойдется в 600 тыс. тенге в год. В Евразийском национальном университете им. Гумилева – 630–690 тыс. тенге.
Впрочем, в Казахстане заветную корочку о высшем образовании можно получить и «не заморачиваясь». Проще говоря – купить. Здесь требуется небольшое пояснение.
Существуют «проведенные» и «не проведенные» дипломы. Разница в том, что «не проведенный» диплом – это просто не отличимый от оригинала документ. Более десяти степеней защиты, бланк Гознака и т.д. При серьезной проверке может выясниться, что в архиве вуза такого студента никогда не было, в журнале он не значился и курсовых работ не сдавал. Однако все эти нюансы обеспечивает «проведенный» диплом, который стоит в разы дороже. Например, по неофициальным данным, диплом нархоза «без проводки» в прошлом году можно было купить за 40 тыс. тенге. Такая же невысокая цена в КазНТУ – около $800. Дороже – в КазНУ (на одном из факультетов планка держится на $4500). В КазНПУ и ЦАУ цены этого года выросли по сравнению с прошлым в два-три раза. Еще два года назад можно было купить их дипломы за $1000-1500, тогда как теперь «корочка» обойдется не дешевле $3-5 тыс.
А сколько стоит «проведенный» диплом?
В КазГЮУ такой можно купить от $8 тыс. до $10 тыс. Студенты утверждают, что практически невозможно приобрести дипломы КБТУ и КИМЭП.
Рынок этот очень насыщен. Достаточно набрать в поисковике сокровенное «куплю диплом», как вы тут же получите разные варианты услуг. Там же можно купить и кандидатскую, и докторскую степени. Уголовная ответственность не особо страшна: за использование заведомо подложного документа нарушителя ждет или штраф в размере от 100 до 500 МРП, или привлечение к общественным работам на срок от 180 до 240 часов. Максимальное наказание – арест на срок до 6 месяцев. В полицейских сводках нет-нет, да и проскальзывает информация о выявлении подделок. Например, в Аркалыке и Алматы год назад были разоблачены две разные группы, которые в совокупности «выдали» более 60 дипломов.
Подведем промежуточные итоги.
Помнится, когда открывали Национальный фонд, говорили, что он создается для будущих поколений. Ну, вот оно – нынешнее поколение, ровесники независимости. Им чуть больше двадцати. Я бегло проследил их путь от роддома до выпускного в вузе. С первых же своих мгновений они попали в теплые объятия своей Родины. Эти объятия сопровождали их до момента взросления. Что ж, они прошли непростую школу жизни. Теперь они выросли, женятся, выходят замуж, создают семьи и рожают детей. А что их ждет? «День сурка»: не хватает детсадов, детдомов, интернатов, школ, нет бесплатных учебников, всюду – поборы, а учителя относятся к одному из самых низкооплачиваемых и бесправных слоев населения. А уже пора слезать с родительской шеи и устраиваться на работу. Но в какой ситуации начинает свою большую жизнь молодой полный сил и веры в будущее человек?
Окончание следует.