Скажется ли новый закон на дорожной полиции?
Алматинец по имени Узак, который говорит, что за рулем уже более 40 лет, считает правильным составление полицией протокола в отношении нарушителя правил дорожного движения вне автомобиля.
Узак занимается частным извозом – возит людей из Алматы в Капчагай и обратно.
- Путь неблизкий. Бывает, что превышаешь скорость, в городе из-за пробок иногда поворачиваешь в неположенном месте. В общем, совершаешь какое-нибудь нарушение. Затем приходится давать взятку инспектору, - говорит Узак Азаттыку.
Дача взятки водителем, нарушившим правила дорожного движения, инспектору дорожной полиции, который закрывает глаза на это нарушение, - распространенная практика. Во многих случаях инспектор начинает составлять протокол, сев в свою машину либо в автомобиль нарушителя. Когда стороны договариваются о размере взятки, которая вручается сразу, протокол не заполняется. Невидимое глазу «соглашение», заключенное в автомобиле, становится очередным эпизодом незарегистрированного и безнаказанного взяточничества.
Это явление настолько распространено в стране, что парламент Казахстана обсуждает законопроект, который обяжет инспекторов дорожной полиции составлять протокол в отношении нарушителя ПДД вне автомобиля. Несмотря на то, что некоторыми водителями данное изменение одобряется, ряд дорожных инспекторов считают эту поправку «неудобной», не учитывающей погодные факторы.
- Когда сотрудники дорожной полиции останавливают машину и начинают составлять протокол, то с сотрудниками ГАИ (государственная автоинспекция – старое название дорожно-патрульной полиции. – Ред.) можно сесть в машину и договориться о взятке. Поэтому протоколы нужно составлять вне автомобиля. Это искоренит коррупцию, - говорит Узак.
Однако автовладелец по имени Акимбек с ним не согласен. Он недоволен тем, что правила дорожного движения часто меняются.
- До этого дня ничего не изменилось. Поэтому эти изменения ничего не привнесут для искоренения коррупции, пустые разговоры, - говорит Акимбек.
«САМИ ДАЕМ ГАИ, САМИ И СТРАДАЕМ»
- Мы сами даем взятки сотрудникам ГАИ, и сами от этого страдаем. Я 20 лет вожу автомобиль. За все это время я не встречал сотрудников дорожной полиции, которые требовали бы у меня денег. Однако, у меня ведь не два водительских удостоверения. Поэтому, когда я нарушаю ПДД, вынужденно подсовываю «чаевые», чтобы не отдавать свои водительские права. Сотрудники ГАИ, которые хотят получить взятку, возьмут ее и в машине, и вне ее, - говорит третий водитель, не пожелавший представиться.
Есть водители, которые считают, что коррупция была бы не так распространена, если бы размеры штрафов за нарушение ПДД были меньше.
- Минимальный штраф в Казахстане – 8655 тенге. Для меня куда выгоднее дать 3000 тенге сотруднику ГАИ, чем платить штраф в размере 8000 тенге. Законы будут выполняться в том случае, если уменьшат размеры штрафов, и затем усилят контроль за дорожной полицией. В противном случае все это останется на уровне разговоров, - говорит Акимбек.
Корреспондент Азаттыка попытался выяснить мнение сотрудников дорожной полиции в связи с изменениями, которые, возможно, будут внесены в новый законопроект «О дорожном движении». Сотрудник дорожно-патрульной службы Алматинской области, который попросил не указывать его имени, считает, что составлять протокол только вне транспорта невозможно.
- Когда погода ясная, протокол составлять вне салона автомобиля удобно. Однако как его составлять в дождливую погоду? Не будем же мы все протоколы составлять под дождем, - говорит инспектор.
По его словам, ежедневно в канцелярии для официального оформления протоколов ему выдается шесть-восемь экземпляров протоколов. Однако были дни, когда в течение часа ему приходилось останавливать до десяти нарушителей, как говорит он.
- Во многих случаях к мелким нарушителям движения я отношусь с пониманием, отпускаю, - смеется он.
ВОСЕМЬ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ОСТАНОВКИ ТРАНСПОРТА
В законопроекте конкретно прописано восемь оснований для остановки и проверки транспорта дорожной полицией. В случае, если законопроект будет утвержден, то просьба сотрудника дорожной полиции пересесть в его машину или сам факт его нахождения в салоне авто во время составления протокола будут рассматриваться в качестве противозаконных действий.
Восемь оснований, позволяющих дорожной полиции остановить автомобиль:
1. Непристегнутый ремень безопасности;
2. Подозрение, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения;
3. Превышение скорости;
4. Выезд на встречную полосу движения;
5. Нарушение других установленных правил дорожного движения;
6. Розыскная операция или явное нарушение водителем правил дорожного движения;
7. Визуально заметная техническая неисправность транспорта;
8. Передвижение на угнанном транспорте.