Аблязов в суде рассказал, как хотел создать международный банк и защитить свой бизнес
Первоначально Аблязов, который является главным ответчиком на данных слушаниях, должен был начать давать показания еще на прошлой неделе, однако они были отложены из-за ряда технических и процедурных задержек. При этом он все эти дни находился в зале суда, следя за ходом слушаний.
В среду днем 46-летний бизнесмен, одетый в темный костюм, наконец занял свое место в свидетельской ложе, откуда отвечает на вопросы судьи и адвокатов по-русски, пользуясь помощью переводчика.
Адвокат Аблязова Данкан Мэтьюс в общей сложности задавал вопросы своему клиенту примерно час, чтобы выяснить, какую роль играл Аблязов в деятельности БТА Банка и других подконтрольных ему организаций. Бизнесмен напомнил, что занял пост председателя правления банка в 2005 году, но не рассчитывал занимать эту должность в течение долгого времени.
Аблязов утверждает, что намеревался создать из БТА Банка полноценный международный банк по образцу британского HSBC с разветвленной структурой и в конце концов добился того, что HSBC стал его генеральным консультантом. "Это была первая часть моей работы... Вторая часть времени - это защита моего бизнеса от попыток (президента Казахстана Нурсултана) Назарбаева его отобрать по представлению правоохранительных органов", - рассказал Аблязов под присягой.
Затем к перекрестному допросу приступил адвокат стороны истца Стивен Смит, который в своих вопросах главное внимание уделил деятельности Аблязова в различных странах СНГ, участию его в оффшорных компаниях и его действиях уже после начала судебных процедур против него в Лондоне.
Аблязов признался, что только в Англии понял сущность многих юридических терминов, а что такое судебный ордер о замораживании активов, по его признанию, он осознал лишь полгода спустя после его выдачи в 2009 году. "У меня не было никаких намерений что-то скрыть, я делал ровно столько, сколько советовали мне мои юристы", - указал Аблязов.
Смит также подверг сомнению утверждения бизнесмена о том, что он не знал о местонахождении и практически не контактировал со своим шурином Сырымом Шалабаевым.
Шалабаев ранее был приговорен лондонским судом к лишению свободы на 18 месяцев по трем различным статьям за неуважительное отношение к суду, однако сейчас он находится в бегах. При этом Шалабаев ранее в течение нескольких дней давал показания на нынешних слушаниях по видеосвязи из неразглашаемого места.
В ходе допроса Аблязова выяснилось, что его жена некоторое время назад купила дом в Латвии по соседству с домом, купленным семьей Сырыма Шалабаева. По утверждению Аблязова, она сделала это для облегчения визовых формальностей и поездок в Европу. При этом бизнесмен настаивает, что Сырым "бывает там наездами", а все контакты с Аблязовым осуществлял в одностороннем порядке через своих юристов.
Юристы БТА Банка стремятся доказать, что Сырым Шалабаев действовал по указаниям Аблязова и в обход судебных предписаний о замораживании активов Аблязова управлял его активами. Сторона ответчика утверждает, что Шалабаев и Аблязов действуют самостоятельно и независимо друг от друга. Шалабаев пояснил, что он дает показания в пользу Аблязова, "чтобы поддержать его в суде в тот момент, когда почти все от него отвернулись".
Бизнесмен отвечает на вопросы в целом спокойно и уверенно, но порой слишком пространно и уходя в детали, за что удостоился упрека от председательствующего на слушаниях судьи Найджела Тиэра. "Господин Аблязов, я бы хотел попросить вас отвечать на вопросы кратко: да, нет или не знаю, а комментарии делать, если только понадобится", - отметил судья.
Аблязов продолжит давать показания в четверг, 15 декабря.
Судебные слушания по вопросу о заключении Аблязова под стражу за неуважение к суду начались 30 ноября этого года. Сторона истца мотивирует такую необходимость тем, что ответчик давал ложные показания суду по поводу своих акционерных активов, ввел в заблуждение суд по поводу имеющейся у него недвижимости, а также продолжает управлять подконтрольными ему активами, несмотря на судебный запрет.
Свои показания в ходе заседаний уже дали несколько свидетелей с обеих сторон, включая двух шуринов Аблязова - старшего Сырыма Шалабаева и младшего Салима Шалабаева. По ходатайству стороны ответчика наложен запрет на детальное разглашение содержательной части их показаний до того, как закончит свидетельствовать сам Аблязов.
При этом, в ходе слушаний Салим Шалабаев признался, что сделанные им ранее заявления о том, что он в этом году не встречался с братом, не соответствуют действительности.
Свидетель со стороны БТА Банка юрист Крис Хардман ранее показал, что Салим Шалабаев лично возил коробки с документами из тайного склада в дом Аблязова в лондонском районе Хэмпстед. Получив санкцию, юристы БТА провели рейд и изучили документы, хранившиеся в контейнере - все они относились к деятельности оффшорных компаний, предположительно вовлеченных в сокрытие активов Аблязова (их более 600). То, что Шалабаев-младший регулярно возил документы из контейнера в дом Аблязова, по мнению БТА Банка подтверждает, что бизнесмен лично участвовал в сокрытии активов.
Данные слушания проходят в рамках текущих судебных разбирательств, инициированных БТА Банком и направленных на возврат активов и компенсацию убытков, нанесенных его бывшим руководством.
Уголовное дело в отношении Аблязова было возбуждено в начале 2009 года после вхождения государства в капитал БТА Банка и перехода банка под контроль казахстанского суверенного фонда "Самрук-Казына". После возбуждения дела Аблязов бежал из страны и на данный момент проживает в Великобритании, получив там убежище и считая обвинения в свой адрес политически мотивированными.
Против Аблязова также заведено уголовное дело и применен заочный арест в России, а Казахстан требует его экстрадиции по обвинениям в крупном мошенничестве и выводе средств банка через подставные компании.
Общий объем незаконно присвоенных Аблязовым средств в бытность им главой БТА Банка оценивается в сумму порядка 4,5 миллиарда долларов. Против бизнесмена подано семь судебных исков.
В начале декабря 2010 года британский Апелляционный суд подтвердил решение Высокого суда о необходимости введения внешнего управления (receivership) над активами Аблязова общим объемом около пяти миллиардов долларов, поскольку он не исполнял выданный в 2009 году ордер о замораживании активов.
В мае 2011 года британский суд отказался признать иск банка к его экс-главе политически мотивированным и подтвердил законность претензий банка к бывшему руководителю.
Основные слушания по делу, как ожидается, начнутся в 2012 году.