Экспорт нефти в направлении нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан» увеличился в 3,5 раза
За четыре месяца текущего года АО «КазТрансОйл» из порта Актау отгрузило 490 тысяч тонн нефти с месторождения Тенгиз в направлении нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан». Этот показатель на 356 тысяч тонн больше в сравнении с аналогичным периодом 2023 года.
Путь тенгизской нефти от атырауского месторождения до импортного нефтепровода тернист и сложен. После добычи часть «черного золота» заливают в цистерны и по железной дороге отправляют на головную нефтеперекачивающую станцию «Актау» (ГНПС, прим. автора) в Мангистаускую область. Там ее сливают в специальные резервуары, берут необходимые пробы, а затем по нефтепроводу прямиком отправляют в морской порт, где нефть уже ожидает специально пришвартовавшийся для загрузки танкер. Перекачка занимает порядка 10-11 часов, после чего судно отправляется в Баку.
На балансе ТОО «НМСК «Казмортрансфлот», который также, как и АО «КазТрансОйл», является дочерней организацией АО НК «КазМунайГаз», работают 5 танкеров. Помимо Баку, нефть также экспортируется в Махачкалу.
Я работаю капитаном танкера «Тараз». Это современное судно дедвейтом в 8000 тонн с новейшим оборудованием осуществляет рейсы по маршруту «Актау - Махачкала», в месяц порядка 6 выходов. Этот танкер отличается хорошей маневренностью и легким управлением. Благодаря специальному оснащению оно может подходить и уходить с причала без помощи буксира. Сам рейс из Актау до Махачкалы занимает 19 часов, плюс погрузка, разгрузка и обратная дорога. Уходит, как правило, 3-4 дня», - рассказал капитан танкера «Тараз» Вадим Клиновский.
До конца 2024 года АО «КазТрансОйл» планирует осуществить отгрузку казахстанской нефти с месторождения Тенгиз в общем объеме до 1,5 млн тонн в направлении нефтепровода «Баку – Тбилиси – Джейхан». В работе задействована головная нефтеперекачивающая станция «Актау» Мангистауского нефтепроводного управления АО «КазТрансОйл», от которой до нефтеналивных причалов для танкеров проложен нефтепровод длиной в 3 километра, позволяющий значительно облегчить процедуру загрузки драгоценного топлива в судна. Впервые перевозка нефти через море была осуществлена с этой станции в далеком 1966 году. Тогда на танкере Каспийского пароходства «Джебраил» из морпорта Актау на Волгоградский НПЗ была отправлена первая партия узенской нефти. С этого момента и появился новый морской маршрут для экспорта.
С той поры многое изменилось. Так, например, Байкаль Сулейманова проработала оператором НПС ГНПС «Актау» 40 лет и застала годы, когда следить за оборудованием и технологическим процессом приходилось вручную. Только в последние 20 лет, говорит старожила компании, все процессы стали автоматизировать. Раньше управлять логистической машиной приходилось только вручную.
Включали насосы на месте, на танкер, на слив, на налив. Все переговоры были только по рации и телефону стационарному. Работы было в разы больше, конечно, следить за всем приходилось очень непросто. А сейчас вот сижу перед мониторами, слежу за процессами, все автоматизировано. Без человеческого труда, конечно, здесь не обойтись, однако стало гораздо удобнее и легче», - рассказала оператор НПС ГНПС «Актау» Байкаль Сулейманова.
Так, в 2006-2007 годах на ГНПС «Актау» успешно внедрили систему SCADA, что позволило автоматизировать производство и управлять дистанционно перекачкой нефти, вести производственно-технологический процесс безопасно и бесперебойно в режиме реального времени. Всей сложной системой операторы координируют с местного диспетчерского пункта, также управлять станцией могут и из главного диспетчерского управления в Астане. Там следят за всеми нефтеперекачивающими станциями страны, 7 из которых сосредоточены в Мангистауской области.
Мангистауское нефтепроводное управление эксплуатирует более тысячи километров магистральных нефтепроводов. Объем резервуарного парка управления - 405 тыс метров куб., также функционируют 18 печей подогрева нефти и 52 насосных агрегата. Всего в регионе 7 нефтеперекачивающих станций с тремя пунктами подогрева нефти и 2 станции подогрева нефти, поскольку нефть с месторождений «Узень» и «Жетыбай» обладает свойством застывать при температуре выше 32 градусов, и чтобы ее доставить до точки назначения, приходится постоянно держать температуру на уровне не ниже 50 градусов, иначе она застынет», - рассказал начальник Мангистауского нефтепроводного управления АО «КазТрансОйл» Аскар Джулдасов.
Сегодня головная нефтеперекачивающая станция «Актау», как одно из структурных подразделении Мангистауского нефтепроводного управления АО «КазТрансОйл», обеспечивает бесперебойную транспортировку. Здесь сконцентрированы все виды перекачки. Многофункциональная станция имеет колоссальные возможности, то есть осуществляет приём и перекачку нефти по нефтепроводам, наливает её в танкеры через нефтеналивные причалы и производит её слив из железнодорожных вагонов-цистерн. Станция принимает нефть месторождений полуострова Бузачи по нефтепроводу «Каламкас - Каражанбас - Актау», часть которой уходит по морю через порт Актау и танкерами доставляется в морские порты Баку и Махачкала, другая часть перекачивается по нефтепроводу «Узень - Жетыбай - Актау» через нефтеперекачивающую станцию «Жетыбай» в направлении головной нефтеперекачивающей станции «Узень». Далее нефть транспортируется по горячему магистральному нефтепроводу «Узень – Атырау - Самара». Также производится поставка нефти на Битумный завод, с последующим приемом очищенной нефти с Битумного завода.
Айгуль Мусина