Ануарбек Иманбаев — уроженец Казахстана (из Жанаозена), который живёт в штате Техас. Семья Ануарбека переехала в Америку, когда ему было девять лет. Несмотря на то, что вся его жизнь прошла в США, Ануарбек тесно связан в Казахстаном – в семье по сей день они продолжают говорить по-казахски, и даже образование он получил по специальности «Нефть и газ», чтобы вернуться на родину и работать в самой востребованной сфере. Получилось по-другому – Ануарбек остался в Техасе, городке Остин, но при этом начал активно способствовать популяризации «Тесла» в Казахстане. Его цель, как сообщает
Нommes.kz, создать развитую инфраструктуру для электромобилей, а в ближайшее время открыть первый сервисный центр для «Тесла» в Алматы.
Нommes.kz: Ануарбек, расскажите немного о себе и своей семье – почему Вы переехали в Штаты, как жили первые годы?
Ануарбек Иманбаев: Я родился в Жанаозене, затем, когда мне было пять лет, мои родители переехали в Актау. Мой отец работал в нефтегазовом секторе – для западно-казахстанского региона это типичный способ заработка. В 1992 году у нашей семьи появилась возможность переехать в США. Третий класс я окончил в казахской школе в Актау, а в четвёртый пошёл уже в Бостоне. Ещё через год мы переехали в Техас, где живём и по сей день. Когда мы переехали в Америку, нас в семье было трое: я, мой брат Адильбек и сестрёнка Инкар. Мне было девять лет, Адильбеку – шесть или семь, а Инкаре – четыре года. Наша младшая сестрёнка Жанар родилась уже в Америке, в 1995 году. Мы все свободно говорим на казахском, потому что общаемся дома только на нём. Это наше семейное правило – как только мы заходим домой, мы перестаем говорить на английском и даже на русском. Более того, русский мы постепенно забываем, потому что не практикуем его. У меня не так много русских друзей, зато много друзей-казахов, и они шутят, что парень-казах, то есть я, не говорит по-русски. Помню, в Хьюстон приезжали много ребят по программе «Болашак», и, общаясь со мной, они говорили на казахском. У меня есть даже история о девушке, которая приехала на учёбу в Хьюстон и выучила родной язык благодаря мне! Когда она позвонила домой, её бабушка расплакалась – внучка заговорила по-казахски вдали от дома!
Нommes.kz: Сложно было учиться в школе?
Ануарбек Иманбаев: Сейчас я уже не помню, как выучил английский. В детском возрасте адаптация к языковой среде проходит быстрее, но сложности, определённо, были. Первое время не понимал ничего из того, что мне говорили. Помню, часто лез в драки – так часто случается, когда дети не понимают друг друга. Первые два года я учился по программе ESL (English Second Language) - посещал обычные уроки типа математики и остальных с американскими детьми, но от того, что мне нужно было учить язык, я брал ещё и уроки по ESL. Кроме того, в школьном возрасте я параллельно начал работать. Когда ты приезжаешь в Америку, то видишь капитализм в действии, как люди зарабатывают деньги. Я в свои девять лет тоже решил начать зарабатывать – подошёл к отцу и сказал, что видел детей, которые чистят машины от снега, а им за это платят по одному, по пять долларов. Он ответил, что я тоже могу попробовать, не стоит бояться. Я уговорил своего младшего брата Адильбека пойти со мной, и мы начали чистить машины за чаевые. Для меня это были лёгкие деньги, я был удивлён тем, что такая несложная работа может приносить доход. А летом мы с братом стригли газоны во всём районе, нам платили за это по 20, 30, 40 долларов. К нам присоединились ещё двое друзей, и дело пошло. Отец поощрял нашу деятельность, да и вообще в США хорошая среда для предпринимательства.
Нommes.kz: А чем занимались Ваши родители?
Ануарбек Иманбаев: Мой отец всегда работал в нефтегазовом секторе, сейчас он занимается бизнесом. Моя мама была домохозяйкой, занималась нами. В целом, в старшей школе я был хорошим учеником. После окончания школы я решил поступать на нефтегазовое машиностроение - в то время университет Техаса был лучшим в мире по этой специальности. В то время я, как и отец, размышлял очень патриотично – он не думал переезжать в Штаты навсегда, а хотел, чтобы мы выучились здесь, получили опыт работы и вернулись в Казахстан, поэтому я выбрал такую специальность – планировал вернуться на родину и быть полезным и востребованным там.
Нommes.kz: Почему Вы не вернулись?
Ануарбек Иманбаев: Я видел много возможностей здесь. Тем не менее, один год я проходил стажировку в «Казмунайгазе» - это была работа в строгих рамках, где везде свои «агашки». Мне, выросшему в Штатах, это было непривычно. Я, действительно, хотел преуспеть в своём деле и решил, что буду по возможности лучшим инженером-нефтяником в Штатах. Я устроился на работу в «Kerr-McGee», который впоследствии был куплен компанией «Anadarko Petroleum», там занимался глубоководной добычей нефти на Мексиканском заливе, затем - береговой добычей в Техасе, Оклахоме. Когда случилась сланцевая революция по горизонтальному бурению, перешёл на фрекинг и бурение. Далее ушёл в офисную работу, а через несколько лет я получил степень MBA в Техасе. После этого я занимался технологиями и добычей сжиженного природного газа в Мозамбике, на востоке Африки. В целом, проработал в нефтегазе 12 лет, ушёл из отрасли около двух лет назад.
Нommes.kz: Как получилось, что после длительной работы в нефтегазе Вы присоединились к «Тесле»?
Ануарбек Иманбаев: Мой близкий друг стал управляющим в «Tesla Motors». До этого он работал в facebook - Илон Маск лично позвонил ему и пригласил на работу, когда компания только открывалась. Благодаря другу я начал узнавать больше о «Тесле», Илоне Маске, я, действительно, увлёкся этим.
Нommes.kz: Вы знакомы с Илоном Маском?
Ануарбек Иманбаев: Да, мы встречались несколько раз. После того, как я узнал о «Тесле», начал инвестировать в эту компанию, покупать акции. Чем больше я узнавал об Илоне Маске, тем больше восхищался им, как личностью, и тем, как он руководит компанией. Следующим шагом я открыл клуб владельцев «Теслы» в Хьюстоне, затем мы вместе с моим другом-видеографом запустили канал Tesla Geeks на YouTube и открыли аккаунт Super Tesla Geeks в Инстаграме, а ещё через некоторое время начали записывать подкасты Tesla Geek Show, где рассказывали о «Тесле», SpaceX, в общем обо всём, над чем работает Илон Маск. «Тесла Моторс» - уникальная в своём роде компания, они не делают никакой рекламы, не тратят деньги на маркетинг. Илон Маск верит, что если ты делаешь крутой продукт, люди будут покупать его и рассказывать о нём другим, то есть если тебе, действительно, нравится твоя машина, ты будешь говорить другим: «У меня потрясающая машина, ты должен тоже взять такую». В продажах есть термин, обозначающий такой вид продаж – реферальная система. Ты можешь быть рефером своей семье, друзьям. Если кто-то покупает «Теслу», они получают код от рефера. Я стал лидером по продажам «Теслы», у меня было более 200 рефералов – то есть я продал более 200 машин другим людям. В 2018 году я занял первое место по итогам продаж в Северной Америке и выиграл главный приз – Tesla Model S в полной комплектации за 170 тысяч долларов.
Нommes.kz: Можно сказать, Ваше увлечение переросло в бизнес.
Ануарбек Иманбаев: Да! Это был мой первый выигрыш, впоследствии я выиграл ещё две «Теслы» благодаря реферальной программе – это суперкары Next Generation Roadster, который будет самой быстрой машиной в мире. Он выйдет в конце этого года или в начале следующего. Этот электромобиль разгоняется до 100 км в час за 1,9 секунды. «Тесла» всегда привлекала меня не только своими техническими характеристиками, но и тем, что компания считает своей миссией устойчивое развитие, чистую энергетику. У меня три «Теслы» - Model S, Model X и Model 3. Я фанат «Теслы» и, действительно, наслаждаюсь ездой на их машинах.
Нommes.kz: А как у Вас появилась идея привезти superchargers для «Теслы» в Казахстан?
Ануарбек Иманбаев: Эта история началась в марте 2019 года. Я уже говорил, что очень интересовался всем, что делает «Тесла», посещал все их презентации (Илон Маск проводит такие же презентации, как Apple, когда выходит новый айфон), и как раз в марте 2019 года вышла Tesla Model Y. Вместе со мной были мои друзья из Казахстана. И вот на презентации Илон Маск заявляет, что у него есть мечта – проехать однажды на «Тесле» от Лондона до Пекина. Моей первой мыслью было: «Боже, ведь Казахстан является мостом между Европой и Китаем!». Я настолько был воодушевлён этим, что прямо на презентации закричал: «Казахстан!». В этот момент я стоял прямо перед Илоном, и он, глядя на меня, объявил: «У нас много сторонников в Казахстане – мы построим там наши зарядные устройства. Есть здесь ещё кто-нибудь из Казахстана?». И мои друзья громко зааплодировали. Для меня это был очень важный и значимый момент. Я давно задумывался над тем, чтобы привезти «Теслу» в Казахстан и обеспечить для этого всю необходимую инфраструктуру. А подтолкнул меня к этому мой брат Серик Иманбаев. Он живёт в Актау, и каждый раз, когда он приезжает погостить ко мне в Хьюстон, я даю ему свою «Теслу». И вот уже пять или шесть лет Серик просит меня привезти «Теслу» в Казахстан. Презентация Model Y стала толчком для реализации моих давних планов.
Нommes.kz: Как Илон Маск поспособствовал Вам в этом?
Ануарбек Иманбаев: Он свёл меня с другими руководителями из «Теслы». Они были готовы помочь мне, но им нужно было «прозондировать почву» и знать, что со стороны государства в Казахстане также будет оказана помощь. Летом прошлого года я полетел в Казахстан – сначала в Актау, затем в Астану и в Алматы. Всё лето мы искали хорошие локации для установки быстрых зарядных устройств и центра технического обслуживания. Строительство сервисного центра – наша основная задача, поскольку владельцев «Теслы», в первую очередь, интересует, где они могут починить машину при поломках. На первом этапе мы не афишировали свои планы, подписали со всеми договоры о неразглашении. Обсудив всё, решили поставить первые суперчарджеры в Астане. Установка в Talan Towers завершилась 13 ноября 2019 года, и уже через три недели мы открылись в Алматы, в Esentai Mall. Первый центр технического обслуживания мы также планируем открыть в Алматы до конца этого года.
Нommes.kz: Вы планируете установить суперчарджеры в других городах или на трассах между городами?
Ануарбек Иманбаев: Да, конечно. В Алматы я встретился с Бахытжаном Сагинтаевым и рассказал о том, что мы хотим запустить через мегаполис «Шёлковый Путь 2.0.» - версию для электромобилей. Казахстанцам необходимо строить дороги и электрифицировать их. Поскольку большинство товаров из Китая идут на экспорт в Европу, Казахстан может стать крупнейшим транзитным хабом, поэтому я хотел простимулировать правительство Казахстана отнестись к этому серьезно и уже сейчас инвестировать деньги в строительство дорог, приспособленных для электромобилей.
Нommes.kz: И как власти Казахстана относятся к Вашим инициативам?
Ануарбек Иманбаев: Очень положительно. Нам оказал поддержку премьер-министр Аскар Мамин. Целая казахстанская делегация во главе с ним приехала в Сан-Франциско, чтобы встретиться с Илоном Маском и посмотреть завод во Фримонте, где сейчас собираются все электромобили «Тесла». Здесь были министр торговли, министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, министр сельского хозяйства и многие другие. Мы обсуждали возможности установки быстрых зарядных устройств и центров технического обслуживания по всему Казахстану. Но я не хотел бы ограничиваться этим – считаю, что «Тесла» могла бы заняться в Казахстане добычей сырья для производства батарей – лития, никеля и кобальта. Это бы помогло создать новые рабочие места.
Нommes.kz: А сейчас производство «Теслы» находится только в Америке?
Ануарбек Иманбаев: Да, единственный завод – во Фримонте, маленьком городке рядом с Сан-Франциско. В конце прошлого года они построили завод в Шанхае – там будут собирать Model 3 и Model Y, но только для китайского рынка. Чтобы делать электромобили, нужно много батарей, чтобы производить много батарей, нужно много сырьевых ресурсов. Поэтому я объяснял руководству «Теслы», что если они будут контролировать добычу сырья, то будут контролировать и будущее электромобилей. Я встретился с Илоном лично и постарался убедить его, что Казахстан - это больше, чем нефть и газ, у нас много минералов и очень талантливая рабочая сила, одарённые молодые люди, поэтому работа на рынке Казахстана будет для него преимуществом. Ещё одна моя мечта – строительство завода «Тесла» в Казахстане. Я думаю, это имеет смысл, так как бывшие страны СССР имеют хорошую инфраструктуру для продажи и перевозки автомобилей между собой, то есть «Тесла» может производить машины в Казахстане и затем продавать их в России, Узбекистане, Кыргызстане и других странах.
Помимо этого, если честно, я считаю, что в Казахстане много говорят об устойчивом развитии и зелёной энергетике, но это всего лишь разговоры, не подкреплённые реальными действиями. Я видел здание ЭКСПО в Астане, и это было впечатляюще, но не думаю, что у нас реально есть много «зелёных» проектов. Надеюсь, что «Тесла» могла бы стать стимулом для развития этого направления в Казахстане. Если бы «Тесла» официально появилась в Казахстане, это бы обратило внимание других инвесторов, таких как Google или Facebook, на то, что Казахстан - прогрессивная страна, работающая с лучшими компаниями мира.
Нommes.kz: Сколько станций быстрой зарядки Вы планируете привезти в Казахстан в ближайшее время?
Ануарбек Иманбаев: В этом году, я думаю, мы откроем ещё две или три локации в других городах. Но главным событием будет открытие сервиса. Можно поставить сколько угодно зарядных устройств, но если люди не смогут обслуживать свои машины, я не думаю, что они будут их покупать. Клиенты полагаются на сервис. Даже мой брат, с которого всё началось, ждёт открытия сервисного центра, чтобы купить «Теслу».
Нommes.kz: Как думаете, Илон Маск сможет приехать в Казахстан на открытие официального сервисного центра?
Ануарбек Иманбаев: Я уже пригласил его, но не знаю, сможет ли он приехать. Когда мы установили первые зарядные устройства, я твитнул: «Добро пожаловать в Казахстан, Илон и «Тесла»!». И он лайкнул и ретвитнул это! Илон – большая звезда в Казахстане, когда мы презентовали свои идеи политикам и бизнесменам, нам были открыты все двери. Да, и причина, по которой я сам восхищаюсь Илоном - я верю в то, что он делает, причём делает не для себя, а для человечества. Люди идут работать в компанию, чтобы быть причастными к её миссии – ускорить мировой переход к устойчивой энергетике. В какой-то момент это должно произойти, так как запасы нефти и газа не бесконечны, и Илон знает это. Многие люди считают, что «Тесла» соперничает с Porsche и другими компаниями, создающими электромобили. На самом деле, Илон Маск мотивирует эти компании создавать электромобили. По моим предварительным расчётам, продажи электромобилей будут расти. В 2018 году по всему миру было продано 1,5 миллиона электромобилей, из них 80 процентов - в Китае. «Тесла» продала около 16 процентов - это самый большой показатель, остальное - от маленьких компаний. В 2019 году было продано около 2 миллионов, но в течение следующих пяти лет мы ожидаем, что число возрастёт до 37 миллионов проданных электромобилей в год, то есть в 2024-2025 продажи электромобилей будут составлять 1/3 от всех продаж. Будущее уже здесь! Например, Китай сейчас делает многое для устойчивого развития из-за того, что страна очень загрязнена - люди страдают и болеют. Я бы не хотел, чтобы в Казахстане дошло до этого, и поэтому мы должны начать действовать сейчас - привлекать инвестиции, менять менталитет людей и отношение к устойчивой энергетике.
Планируется, что уже в 2020 году откроется первый сервисный центр «Теслы» в Казахстане.
Комментарии
9 комментарий(ев)Если копнуть в глубину вопроса, то самый первый автомобиль был электрический! И технологии этой уже полтора века!
А по статье складывается впечатление, что без автора Илон как без рук.
Как раз, в Есенова разработали зарядную станцию для электромобилей, с алиекспресс.
А что там нового в них? этим технологиям пол века уже. Вот и льготы на электромобили начинают отменять на западе, электричество надо тоже добыть из чего то чтоб заряжать массово. Оно просто так не генерируется. Век ДВС еще не прошел. Рано.Этими вопросами ученые и технари должны заниматься а не маркетологи фантасты-))
давайте считать.
у модел s емкость батареи 100 кВт*ч
на них она проезжает свыше 500 км.
цена электричества, например во франции 18 евроцентов за 1кВт*ч.
т.е зарядка будет стоить 18 евро (500 км).
бензин стоит около 2 евро, заправить бак в 50-60 литров обойдется в 120 евро.
солярка еще дороже...
за 120 евро седан таких размеров проедет на бензине около тех же 500 км.
ну и добавьте сюда экономию на моторном масле, фильтрах, свечах, антифризе.
не зря Ануарбек купил акции теслы...
Да и в той же зеленой Европе задумались уже как начали считать киловатты на расстояние.Гуру маркетинга и фантазий их не впечатлил-)))
у нас любят "иностранных инвесторов", и любят раскрутить их на всякие "социальные проекты".
как рынок сбыта для Теслы Казахстан малопривлекателен, нет платежеспособного спроса.
Новая тесла (или даже подержанная) стоит десятки миллионов тенге. Что не покарману даже достаточно богатым казахстанцам.
Может Казахстанские чиновники и ГОВОРЯТ, что поддерживают электротранспорт и инноации.
Но на деле долгожданное обнуление ввозных пошлин на электромобили так и не предвидится.
Более того, сырьевой экономике, заточенной на нефть и газ - электромобилизация транспортной сферы - губительна. Наш "союзник" Россия будет предпринимать все, что может, чтобы затормозить развитие электромобилей как внутри Таможенного Союза, так и в мире.
Но станция по обслуживанию и зарядные станции безусловно нужны и не только в столицах, но и в Актау и др. Так что у Ануарбека амбициозная задача.
Желаем успехов.
Удачи тебе,Ануарбек!