Из биографии Владимира Высоцкого:
Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года. Раннее детство провёл в московской коммунальной квартире на 1-й Мещанской улице, 126 (дом снесён в 1955 году, на его месте в 1956 году построен новый, адрес которого с 1957 года: проспект Мира, 76): «…На 38 комнаток — всего одна уборная…» — написал в 1975 году Высоцкий о своём раннем детстве («Баллада о детстве»). Во время Великой Отечественной войны в 1941 — 1943 годах жил с матерью в эвакуации в селе Воронцовка, в 25 километрах от райцентра — города Бузулук Чкаловской (ныне — Оренбургской) области.
С 1953 года Высоцкий посещал драмкружок в Доме учителя, руководимый артистом МХАТа В. Богомоловым. В 1955 году окончил среднюю школу №186, и, по настоянию родственников, поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института им. Куйбышева, из которого ушёл после первого семестра.
С 1955 по 1963 годы Высоцкий жил у матери. Владимир также проводил много времени на Большом Каретном в компании друзей. Он посвящал им эпиграммы. По воспоминаниям об этом времени, в 1964 году им была написана песня со словами «Ведь в Каретном ряду первый дом от угла — Для друзей, для друзей» («Второй Большой Каретный»).
Одна из легенд о Владимире Высоцком повествует, что решение об уходе из МИСИ (Московский инженерно-строительный институт) было принято в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Вместе со школьным другом Высоцкого Игорем Кохановским было решено провести новогоднюю ночь весьма своеобразно — за исполнением чертежей, без которых их не допустили бы к сессии. Где-то во втором часу ночи чертежи были готовы. Но тут, якобы, Высоцкий встал и, взяв со стола банку с тушью (по другой версии — с остатками крепко заваренного кофе), стал поливать её содержимым свой чертёж. «Всё. Буду готовиться, есть ещё полгода, попробую поступить в театральный. А это — не моё…». Заявление Высоцкого об отчислении из института по собственному желанию было подписано 23 декабря 1955 года.
С 1956 по 1960 год Высоцкий — студент актёрского отделения Школы-студии МХАТ. Он занимался у Б. И. Вершилова, затем у П. В. Массальского и А. М. Комиссарова. 1959 год ознаменовался первой театральной работой (роль Порфирия Петровича в учебном спектакле «Преступление и наказание») и первой ролью в кино (фильм «Сверстницы», эпизодическая роль студента Пети). В 1960 году произошло первое упоминание о Высоцком в центральной печати, в статье Л. Сергеева «19 из МХАТ» («Советская культура», 1960, 28 июня).
Во время учёбы на первом курсе В.Высоцкий познакомился с Изой Жуковой, на которой и женился весной 1960 года.
В 1960—1964 годах Высоцкий работал (с перерывами) в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина. Сыграл роль Лешего в спектакле «Аленький цветочек» по сказке Аксакова, а также ещё около 10 ролей, в основном, эпизодических.
В 1961 году на съёмках кинофильма «713-й просит посадку» познакомился с Людмилой Абрамовой, ставшей его второй женой (официально брак был зарегистрирован в 1965 году).
В конце 1963 года Высоцкий с матерью получили квартиру на улице Шверника, дом 11, корпус 4, квартира 41, где у Владимира и Людмилы родился сын Никита (дом был снесён при перестройке микрорайонов из пятиэтажек в 1998 году). Когда в 1968 году супруги расстались, Владимира Высоцкого уже знала вся страна по песням из кинофильма «Вертикаль», в котором он снимался.
Начало поэтической деятельности
Своё первое стихотворение «Моя клятва» Высоцкий написал 8 марта 1953 года, будучи учеником 8-го класса. Оно было посвящено памяти Сталина. В нём поэт высказывал чувство скорби по недавно умершему вождю.
В начале 1960-х годов появились первые песни Высоцкого. Песня «Татуировка», написанная летом 1961 года в Ленинграде, многими считается первой. Неоднократно таковой её называл и сам Высоцкий. Впервые песня была исполнена 27 июля того же года, на проводах друга юности Высоцкого Левона Кочаряна в Севастополь. Эта песня положила начало циклу «блатной» тематики в творчестве поэта.
Однако существует песня «49 дней», датируемая 1960 годом, о подвиге четырёх советских солдат, дрейфовавших и выживших в Тихом океане. Отношение самого автора к песне было весьма критичным: в автографе ей дан подзаголовок «Пособие для начинающих и законченных халтурщиков», с пояснением в конце, что «таким же образом могут быть написаны» стихи на любые актуальные темы. «Надо только взять фамилии и иногда читать газеты». Но, несмотря на то, что Высоцкий как бы исключал эту песню из своего творчества (называя «Татуировку» первой), известны фонограммы её исполнения в период с 1964 по 1969 годы.
Зрелые годы
Проработав менее двух месяцев в Московском театре миниатюр, Владимир безуспешно попытался поступить в театр «Современник». В 1964 году Высоцкий создал свои первые песни к кинофильмам и поступил на работу в Московский театр драмы и комедии на Таганке. Поэтическое и песенное творчество, наряду с работой в театре и кино, стало главным делом его жизни. В театре на Таганке В. С. Высоцкий проработал до конца жизни, хотя его отношения с руководителем театра Ю. П. Любимовым на протяжении всего этого периода складывались весьма непросто.
В июле 1967 года Владимир Высоцкий познакомился с французской актрисой русского происхождения Мариной Влади (Мариной Владимировной Поляковой), ставшей его третьей женой (декабрь 1970 года).
В июне 1968 года Высоцкий послал письмо в ЦК КПСС в связи с резкой и бездоказательной критикой его ранних песен в центральных газетах. В том же году вышла его первая авторская грампластинка (гибкая) «Песни из кинофильма Вертикаль».
Летом 1969 года у Высоцкого был тяжёлый приступ, и тогда он выжил только благодаря Марине Влади, которая в это время была в Москве. Проходя мимо ванной, она услышала стоны и увидела, что Высоцкий кровоточит горлом. В своей книге «Владимир, или Прерванный полёт» Марина Влади вспоминает:
«Ты больше не говоришь, полуоткрытые глаза просят о помощи. Я умоляю вызвать Скорую, у тебя почти исчез пульс, меня охватывает паника. Реакция двух прибывших врачей и медсестры проста и жестока: слишком поздно, слишком много риска, ты не транспортабелен. Они не желают иметь покойника в машине, это плохо для плана. По растерянным лицам моих друзей я понимаю, что решение врачей бесповоротно. Тогда я загораживаю им выход, кричу, что, если они сейчас же не повезут тебя в больницу, я устрою международный скандал… Они, наконец, понимают, что умирающий — это Высоцкий, а взлохмаченная и кричащая женщина — французская актриса. После короткого консилиума, ругаясь, они уносят тебя на одеяле… Марина Влади».
К счастью, врачи привезли Высоцкого в Институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского вовремя, ещё несколько минут задержки — и он бы не выжил. Врачи боролись за его жизнь 18 часов. Выяснилось, что причиной кровотечения явился лопнувший в горле сосуд, но в театральных кругах некоторое время ходили слухи о его другой тяжёлой болезни.
С весны 1971 по 1975 год Высоцкий жил в трёхкомнатной съёмной квартире в московском районе Матвеевское в доме по ул. Матвеевская, 6, кв. 27. С этой квартирой связаны запись «Алисы в стране чудес» и создание певцом собственной коллекции записей под техническим руководством Константина Мустафиди. В окрестностях Матвеевского Высоцкий гонял на своей первой иномарке BMW.
29 ноября 1971 года в театре на Таганке состоялась премьера спектакля «Гамлет» по одноимённой трагедии Шекспира (режиссёр — Ю. П. Любимов), главную роль в котором исполнил Высоцкий.
15 июня 1972 года в 22:50 по эстонскому телевидению была показана 56-минутная чёрно-белая передача «Noormees Tagankalt» («Парень с Таганки») — первое появление Высоцкого на советском телеэкране, если не считать кинофильмов с его участием.
В 1975 году Высоцкий поселился в трёхкомнатной кооперативной квартире площадью 115 м², на 8-м этаже только что построенного 14-этажного кирпичного дома на Малой Грузинской улице, 28, квартира 30.
В том же году в первый и последний раз прижизненно опубликовано стихотворение Высоцкого в советском литературно-художественном сборнике («День поэзии 1975») — «Из дорожного дневника».
В сентябре 1975 года Высоцкий записал на фирме «Балкантон» в Болгарии большую пластинку «В. Высоцкий. Автопортрет». Запись была произведена ночью, в I студии «Радио София». На второй и третьей гитарах ему аккомпанировали актёры Театра на Таганке Дмитрий Межевич и Виталий Шаповалов. Исполнение каждой песни сопровождалось небольшим авторским вступлением. Запись была частично издана на пластинке этой фирмы лишь в 1981 году, после смерти поэта.
В 1977 году журнал «Театр» опубликовал статью Михаила Борка «Владимир Высоцкий» о театральных работах актёра.
21 марта 1977 года Владимир Высоцкий принял участие в программе «Restez donc avec nous le lundi» на французском телеканале TF1. В сделанной цветной записи этого выступления (продолжительностью около 14 минут), он немного говорит по-французски, исполняет две песни («Баллада о Любви» и «Охота на волков») и в конце под аплодисменты присутствующих в студии играет на гитаре.
13 февраля 1978 года приказом №103 министра культуры СССР, согласно записи в аттестационном удостоверении артиста № 17114, Владимиру Высоцкому была присвоена высшая категория вокалиста-солиста эстрады, что явилось официальным признанием Высоцкого «певцом-профессионалом».
4 октября 1978 года, во время гастролей в Грозном, Высоцкий записался на телевидении Чечено-Ингушской АССР (для передачи «Театральная гостиная»). В этой чёрно-белой записи (длительность около 27 минут) он рассказывает о себе и своём творчестве и исполняет четыре песни: «Мы вращаем Землю», «Песенка о переселении душ», «Я не люблю», «Братские могилы». Видеозапись при жизни поэта показана не была.
17 января 1979 года Владимир Высоцкий дал большой концерт в Бруклинском колледже в Нью-Йорке. Сокращённый вариант записи выступления с нарушенным порядком песен и без разрешения автора был издан в этом же году в США на двух долгоиграющих пластинках (под названием «Нью-Йоркский концерт Владимира Высоцкого»). 12 апреля 1979 года состоялось выступление поэта в городе Торонто (Канада). Сокращённая запись этого концерта была издана в США после смерти Высоцкого, в 1981 году, на пластинке «Владимир Высоцкий. Концерт в Торонто».
В 1979 году Высоцкий участвовал в издании неподцензурного альманаха «Метрополь».
В 1970-е годы он познакомился в Париже с цыганским музыкантом и артистом Алёшей Дмитриевичем. Они неоднократно исполняли вместе песни и романсы и даже собирались записать совместную пластинку, но осуществить этот проект не успели.
Вместе с актёрами театра на Таганке ездил с гастролями за границу: в Болгарию, Венгрию, Югославию (фестиваль БИТЕФ), Францию, Германию, Польшу. Получив разрешение выехать к жене во Францию с частным визитом, сумел также побывать несколько раз в США (в том числе и с концертами 1979 года), Канаде, Мексике, на Таити и так далее.
В СССР по Центральному телевидению в годы жизни Высоцкого не было показано ни одного его концертного выступления или интервью.
17 мая 1979 года в учебной телестудии факультета журналистики МГУ Владимир Высоцкий записал цветное видеопослание (длительность примерно 30 минут) для американского актёра и режиссёра Уоррена Битти. Высоцкий рассчитывал познакомиться с ним и искал возможность сняться в фильме «Красные», который Битти собирался снять в качестве режиссёра. Во время записи Высоцкий делает несколько попыток говорить по-английски, стараясь преодолеть языковой барьер.
Для Высоцкого это было редкой возможностью выступить перед видеокамерой. В то время он ещё не имел возможности сделать это на Центральном телевидении.
Видеопослание тогда так и не достигло адресата. Фрагменты этой видеозаписи были впервые показаны в документальном фильме Ольги Дарфи «Смерть поэта» в 2005 году. Также эта видеозапись была показана вместе с материалами телекомпаний Италии, Мексики, Польши, США и из частных архивов, в документальном фильме 2013 года «Владимир Высоцкий. Письмо Уоррену Битти».
14 сентября 1979 года он записал большое интервью на Пятигорской студии телевидения, у Валерия Перевозчикова. Но видеозапись была смыта, сохранился лишь небольшой (семиминутный) фрагмент конца (фонограмма передачи осталась).
Высоцкий дал примерно полторы тысячи концертов в СССР и за рубежом.
Последний год и смерть
Владимир Высоцкий выкуривал не меньше одной пачки сигарет в день и страдал алкогольной зависимостью на протяжении многих лет. Из тяжёлых состояний, когда отказывали почки и возникали проблемы с сердцем, врачи выводили актёра с помощью веществ наркотического ряда. И если не сами врачи таким образом «подсадили» Высоцкого на наркотики, то, во всяком случае, нечаянно подсказали ему способ такого «лечения» от алкоголизма: в конце 1975 года на смену алкоголю пришли морфий и амфетамин. При этом дозы постоянно увеличивались; от разовых уколов в 1975 году Высоцкий перешёл к регулярному употреблению наркотикосодержащих препаратов уже в конце 1977 года.
По словам Марины Влади, попытки лечения не давали результатов. Ровно за год до смерти, 25 июля 1979 года, Владимир Высоцкий уже пережил клиническую смерть во время гастролей в Бухаре. В июле 1980 года, в связи с проведением в Москве Олимпийских игр, у актёра возникли проблемы с приобретением наркотиков.
16 апреля 1980 года состоялась последняя в жизни поэта видеосъёмка его концерта — на сцене малого зала Ленинградского большого драматического театра длительностью около 16 минут. Он исполнял песни «Кони привередливые», «Купола», «Охота на волков», небольшое попурри из «военных» песен и рассказывал о своём творчестве. Режиссёр этой записи — Владислав Виноградов — после смерти Высоцкого использовал её в документальном фильме «В. Высоцкий. Песни-монологи» и частично в передаче «Я возвращаю ваш портрет». На обратной стороне двойного альбома Высоцкого «Сыновья уходят в бой» приведены фотографии В. Меклера с этого концерта.
2 июня 1980 года состоялся один из последних концертов Высоцкого (в Калининграде), на котором ему стало плохо.
3 июля 1980 года состоялось выступление Высоцкого в Люберецком городском дворце культуры в Московской области, где, по словам очевидцев, он выглядел нездоровым, говорил, что неважно себя чувствует, но на сцене держался бодро и вместо 1,5 запланированных часов отыграл двухчасовой концерт.
14 июля 1980 года во время выступления в НИИЭМ (Москва) Владимир Высоцкий исполнил одну из своих последних песен — «Грусть моя, тоска моя… Вариация на цыганские темы» (имеется некачественная фонограмма её записи из зрительного зала).
16 июля он провёл свой последний концерт в подмосковном Калининграде (ныне Королёв).
18 июля 1980 года В. Высоцкий последний раз появился на публике в своей самой известной роли в Театре на Таганке, в роли Гамлета.
В ночь на 25 июля 1980 года, на 43 году жизни, Владимир Высоцкий скончался во сне в своей московской квартире от острой сердечной недостаточности.
Комментарии
10 комментарий(ев)И даты, и события, и лица,
А память, как колодец – глубока:
Попробуй заглянуть – наверняка
Лицо – и то – неясно отразится...
Если pуки сложа, наблюдал свысока,
А в боpьбу не вступил с подлецом, с палачом,
Значит, в жизни ты был ни пpи чем, ни пpи чем.
Если путь пpоpубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жаpком бою испытал, что почем,
Значит, нужные книги ты в детстве читал.
89% дал. Не бог весть, конечно, но 10 фильмов взял сразу.
вот три эпизода, в которых снимался В.С.Высоцкий в фильме "Живые и мертвые"
Потом на немецкие танки нарвались.
А Папанов с Лавровым для узнаваемости, думаю.
92 ))
Вы разбираетесь в хорошем кино!
Гениальный человечище. Вечная память!