Наталья Храмова проводит занятия в подготовительной группе. Фото Кадырбека Айдарулы
Существует устоявшееся мнение о том, что начинать занятия у логопеда нужно с пяти лет. Наталья Храмова с этим категорические не согласна. Специалист рекомендует родителям как можно раньше обращать внимание на речевое развитие ребенка.
Когда же следует обратиться к логопеду?Наталья Храмова считает, что с ребенком надо начать заниматься с момента обнаружения проблемы.
Причины для начала занятий с логопедом:- если в полугодовалом возрасте у ребенка отсутствует гуление, младенец не реагирует на собственное имя (поворачивает голову), не отзывается плачем или улыбкой на дружеский или сердитый тон;
- если в год малыш не говорит 10-12 слов (это могут быть и звукоподражание животным: гав, мяу и т.д.) и не выполняет простые инструкции, что нужно взять или принести;
- если ребенок в два с половиной — три года не говорит, или употребляет в речи значительно меньше положенных 300-1 000 слов;
- если речь ребенка от трех до шести (семи) лет малопонятна окружающим;
- если искажена слоговая структура слова: ребенок делает пропуски в словах, переставляет слоги, заменяет один звук другим;
- если количество слов в активном словаре не соответствует возрастной норме ребенка, есть низкий темп наращивания активного словарного запаса — то, что ребенок называет самостоятельно. В речи ребенка мало прилагательных, глаголов, наречий, числительных;
- если слова в самостоятельной речи ребенка не связаны между собой грамматически. Например: «Мало коробков стоит на полу»;
- если ребенок плохо запоминает стихотворения, названия цвета, геометрических фигур, названия различных предметов, что ухудшает состояние словарного запаса ребенка;
- если при прочтении рассказа, сказки, стихотворения ребенок не может понять основную мысль прочитанного, ответить на вопросы содержательного характера;
- если в старшем возрасте у него есть трудности с определением последовательности слогов и звуков в слове, с запоминанием букв, в результате чего ребенок испытывает трудности при обучении грамоте.
Логопед отмечает: выделяют три группы речевого недоразвития:
Фонетическое - нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно. Как правило, это не влияет на их умственное развитие.
Фонетико-фонематическое — нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с значительным нарушением речи, когда ребенок не слышит звук, не различает мягкость и твердость, глухость и звонкость звука, при этом это дети с нормальным интеллектом и биологическим слухом.
Общее недоразвитие речи (ОНР) —несформированность звуковой и смысловой сторон речи, выражающаяся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи, когда нарушена вся структура речи. Таким детям рекомендуется посещать речевой детский сад, в обычном саду значительно сложнее подготовить ребенка к школе.
Куда обратиться, если у ребенка общее недоразвитие речи?В Актау это специальный детский сад для детей с тяжелыми нарушениями речи. Но родители сами вправе выбирать: отдать ребенка с дефектами речи в специальный или обычный детский сад.
Для обследования ребенка при проблемах с речью, можно обратиться также в психолого-медико-педагогическую консультацию, которая находится в 32 микрорайоне Актау.
Врачи, педагоги и психологи смогут обследовать у ребенка не только речь, но и слух, зрение, общее развитие. Если в поликлинике родителям приходится для этого выстаивать очереди в разные кабинеты, то в консультации сосредоточены все специалисты. Если вам необходима такая помощь, позвоните по телефонам: 60-94-28 и запишитесь на консультацию.
Как заниматься с ребенком дома?1. Выполнять задания, рекомендованные логопедом, нужно регулярно, систематически. Обычно логопед советует повторить то, чем с ребенком занимались на занятиях по развитию речи в детском саду. Специалист уверена: регулярность в выполнении заданий приведет к наилучшим результатам в коррекции и развитии речи.
2. Занятиям необходимо уделять 10-20 минут в день в зависимости от возраста и возможностей ребенка.
3. Ребенок должен чувствовать себя комфортно, поэтому желательно выделить для него рабочее место. Мебель должна быть подобрана по возрасту.
4. Артикуляционная гимнастика выполняется ребенком перед зеркалом в течение пяти-семи минут. Такая гимнастика нужна для активизации мышц артикуляционного аппарата, что важно при работе над звукопроизношением.
5. Желательно приобрести в магазине иллюстрированный материал, который на занятиях использует логопед. Они помогут выполнять задания логопеда в домашних условиях.
В каком возрасте уже поздно обращаться к логопеду?- Такого ограничения нет, - говорит Наталья Храмова. - Ко мне обратился мужчина 40 лет, который решил поставить себе звук «р» (у него было горловое произношение). И мы справились с этой задачей вместе.
Хотелось бы еще обратить внимание родителей на одну важную деталь: если у ребенка есть речевая патология, он должен изначально обучиться своему родному языку, без изучения другого дополнительного языка.
Помните: самые главные помощники логопеда — заботливые и внимательные родители!
Комментарии
3 комментарий(ев)А еще хотелось бы порекомендовать сайту сделать отдельные статьи на подобии этой. С рекомендациями врачей. И так чтобы не искать по всему сайту, а зайти во вкладку и там будут статьи от врачей. Даже такие где делают какие операции, какие новшества. Недавно вот прочитала о том что молодой хирург недавно сделал операцию щадящую на зобе. Прочитала бабушке, теперь она пойдет на консультацию, а не было б статьи и не узнали.
Осы жерде, денсаулық сақтау басқармасы алдын-ала қамданбаса, жағдай мүшкіл бола бермек...