Актау - город не для всех. К такому заключению пришли инвалиды-колясочники Актау, которые устроили флешмоб с целью привлечь внимание к своим проблемам. Попытавшись самостоятельно проехать по улицам областного центра, участники акции пришли к печальному выводу: 90 процентов городских пандусов и тротуаров не годятся для передвижения инвалидов. Эксперимент по передвижению на коляске провели и журналисты «lada.kz». В нем принял участие мотоциклист Рустам Бибуев.
Инвалиды-колясочники Актау протестировали городскую инфраструктуру на доступность
Руслан Гайбатов, как и многие другие инвалиды-колясочники Актау, хочет вести активный образ жизни. Но без посторонней помощи, а иногда даже и с ней, преодолевать препятствия, встречающиеся на дороге, мужчина не может. Главным барьером, по словам Руслана, зачастую являются сами пандусы. В 90 процентов случаях в Актау они инвалиду не помощники, а где-то даже элементы экстрима.
- Наша цель - привлечь внимание общественности и руководителей госорганов к проблемам инвалидов. Мы не можем передвигаться по городу самостоятельно и зависим от посторонней помощи, хотя мы - самостоятельные люди и теоретически можем это делать. Но везде пандусы построены не по стандарту, а ведь до них еще надо добраться. Места, где по ним можно подняться, можно пересчитать по пальцам. Даже в больницах и в социальных учреждениях пандусы непригодны к использованию. Город вообще не приспособлен к самостоятельному передвижению инвалидов, - отметил Руслан Гайбатов, председатель общественного объединения «Тәуелсіз өмір» («Независимая жизнь»).
Не приспособлены, по словам участников акции, к передвижению инвалидов-колясочников большинство городских тротуаров, набережная и многие другие общественные места. Люди, прикованные к инвалидным креслам, продемонстрировали это журналистам.
- Мы вынуждены передвигаться по проезжей части дороги, потому что нет нормальных тротуаров, спусков. В акимате Актау я задавал вопрос, кто будет виноват в случае ДТП? По сути, виноваты мы, так как нам не положено находиться в этом месте, но других возможностей передвигаться у нас нет. Хотя по законодательству Казахстана местные исполнительные органы обязаны приспособить инфраструктуру под инвалидов-колясчников. Но законы не исполняют, - говорит Руслан Гайбатов.
- Конечно, хочется попасть везде, элементарно погулять по набережной. Но на ней нигде нет пандусов, везде бордюры, какие-то препятствия. Самостоятельно ты передвигаться из-за этих проблем не можешь, вынужден просить кого-нибудь. А обычно все заняты, поэтому приходится сидеть дома, ждать и от кого-то зависеть. Элементарно, зайти в автобус мы не можем, а заказывать «Инватакси» нужно за сутки. С такими проблемами мы сталкиваемся каждый день и хотим обратить на них внимание общественности, - говорит Андрей Грушко.
Еще одна проблема, которая связывает актауских инвалидов, что называется, по рукам и ногам — инвалидные коляски. Те, что выдают органы соцобеспечения, по словам людей с ограниченными возможностями, не отличаются качеством и быстро приходят в негодность. Их выдает государство один раз в четыре года — для прогулок и раз в семь лет — для дома.
- Коляски нам выдаются очень некачественные. При активном использовании их хватает всего на два-три месяца, потом они ломаются. Поэтому большинство инвалидов вынуждены покупать коляски за свой счет. Мое инвалидное кресло, например, шведского производства и стоит около 600-700 тысяч тенге. Но я пользуюсь им годами. А те коляски, которые мы получаем от государства, стоят 40-50 тысяч тенге. Но ездить на них невозможно, они просто простаивают, - говорит Руслан Гайбатов.
Корень этой проблемы, по словам председателя общественного объединения «Тәуелсіз өмір», в том, что при формировании государственного закупа инвалидных колясок местные исполнительные органы не указывают конкретную модель кресла, а пишутся только его параметры. Это, по мнению Руслана Гайбатова, играет на руку недобросовестным поставщикам.
- Поставщик может под техспецификацию подобрать любую коляску, в том числе нелучшего качества. Нужно указывать конкретную модель коляски и иметь индивидуальный подход к каждому инвалиду. Смотреть - может ли он передвигаться на той или иной коляске или нет. К примеру, у меня самого из-за травмы шеи не работают пальцы рук. Поэтому и коляска моя с прорезиненными обручами, чтобы было сцепление, и я мог свободно передвигаться на ней. На колясках, которые предоставляет собес, обычный железный обруч. На нем у меня руки скользили бы, и я уже был бы ограничен в передвижении, - отметил Руслан Гайбатов.
Для того, чтобы прочувствовать все проблемы, с которыми ежедневно сталкиваются люди с ограниченными возможностями в областном центре, актауские инвалиды-колясочники призывают чиновников выйти из кабинетов. И хотя бы раз вместе с ними пройтись по улицам города.
- Мы предлагаем руководителям отделов архитектуры, ЖКХ, собеса вместе с нами, инвалидами-колясочниками, периодически выходить в город и фиксировать факты не на бумаге, а на деле. И так как мы - конечные получатели их услуг и заинтересованы в качественном обслуживании, включить нас во все рабочие группы по проблемам инвалидов. В Жанаозене я добился, чтобы меня включили в группу по пандусам, по остальным проблемам пока еще нет. Но мы будем продолжать обращаться и надеемся, что нас рано или поздно услышат, - отметил Руслан Гайбатов.
Эксперимент по доступности городской инфраструктуры для инвалидов провели и журналисты «lada.kz». В нем принял участие мотоциклист из Актау Рустам Бибуев. Что получилось, смотрите в видеоролике.
Фото и видео Кадырбека Айдарулы и Рашида Исмагилова
Фото: lada.kz
Подпишись на наш канал в Telegram – быстро, бесплатно и без рекламы
В 7м мкр в здании сбербанка единственный нормальный пандус по которому можно подняться мамочке с коляской и который без труда осилит любой колясочник. Много гуляем с ребенком по городу это просто катастрофа. Зачем на пандус делать плитку по которой скользишь как на катке в Алатау например 2мкр, легче коляску на себе по лестнице затащить. В Жигере раньге тоже такой был сейчас переделали, можно заехать на коляске. А спуск к морю это вобще тушите свет...
22.10.2016, 17:09
Едрапед
Хороший эксперимент, давно его предлагал. Ну хоть кто-то решился.
22.10.2016, 15:45
синдбад
Зачем делать нормальный пандус, если ещё причалы для яхт, даже не начинали?
22.10.2016, 15:10
Alena
Я по неопытности надеялась на эти ПАНДУСЫ. Упала при спуске с коляской, чудом ребенок остался целым, успела завалить на бок коляску, а ребенок хорошо пристегнут был. горка от самолета и на море - это жесть!Ни вниз не спуститься, ни вверх не подняться. А одинокому инвалиду вообще нет возможности, получается. Возле ТЦ всех тоже пандусы для галочки.
22.10.2016, 13:41
Бусинка
Himi, в трк Астана,по левой части здания идет вполне себе нормальная горка. А та что на лестницах, для экстималов.
22.10.2016, 12:31
Анна Валентиновна
Мунайши73,а я поправив кожанку и наган спрошу,"а что это у вас две семьи в одной квартире?Одна квартира-одна семья!"
22.10.2016, 12:24
ффф
А я то думаю! Что это за сбор колясочников возле Каспий гриля? Грешным делом вспомнила, что кто то кормил бесплатно нуждающихся. А тут вон оно что! Полностью поддерживаю! Ни на коляске, ни с детской коляской никуда не проехать - не пройти
22.10.2016, 10:54
Himi
Да я без помощи мужа, даже с ребенком погулять не могу и в магазин сходить, потому что коляску невозможно в тот же ТЦ Астана закатить (скользишь с съезжаешь по горке). Вроде снега и грязи нет, думали сэкономим на коляске, в итоге пришлось купить дорогую, чтобы ребенка не трясло, как в телеге. Про инвалидов я вообще молчу.
22.10.2016, 10:54
мунайши73
Цитата: Анна Валентиновна
Надо уже законы принимать "одна семья-одна машина
Придётся фиктивно разводиться. Приходит Анна Валентиновна, в кожанке и с наганом, а мы ей о па , в нашей квартире живут две семьи.
22.10.2016, 09:44
Анна Валентиновна
Да на наших троуарах даже здоровой женщине к примеру,трудно пройти в туфлях на тонком каблуке.Можно сломать или каблук или ногу.Обратите внимание какую обувь носят большинство женщин нашего города.Надо просто вместе собраться и жителям и колясочникам и подать в суд на администрациию города.
А про автобусы...не будет в нашем городе качественных автобусов.Потому что владельцам невыгодно закупать дорогие и качественные.У нас больше половины города ездят на собственных авто.На автобусах ездят только мизерная часть города.Люди настолько обленились что в одной семье может быть и две и три машины.Надо уже законы принимать "одна семья-одна машина."Тогда будут и двухэтажные автобусы как в Костанае и нормальные линии и остановки.
22.10.2016, 09:05
Куаныш Атшыбай
Мүгедек жандарға шыдамдылық тілеймін. Расыменде, Ақтау қаласы мүгедектерге арналмаған. Қаншама заңдар бар, бір-ақ, бұл заңдар жұмыс істемейді. Өкінішті...
22.10.2016, 07:47
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Зарегистрируйтесь либо,
авторизуйтесь. Содержание комментариев не имеет отношения к редакционной политике
Лада.kz.Редакция не несет ответственность за форму и характер комментариев, оставляемых
пользователями сайта.
Nimerjsok →Популяризация сайтов — это набор действий, направленных на повышение видимости и популярности сайта в поисковиках. Главная задача заключается в том, чтобы сайт имел высокие места по ключевым запросам…
Комментарии
11 комментарий(ев)Придётся фиктивно разводиться.
Приходит Анна Валентиновна, в кожанке и с наганом, а мы ей о па , в нашей квартире живут две семьи.
А про автобусы...не будет в нашем городе качественных автобусов.Потому что владельцам невыгодно закупать дорогие и качественные.У нас больше половины города ездят на собственных авто.На автобусах ездят только мизерная часть города.Люди настолько обленились что в одной семье может быть и две и три машины.Надо уже законы принимать "одна семья-одна машина."Тогда будут и двухэтажные автобусы как в Костанае и нормальные линии и остановки.