Ажиотаж в морском порту Актау
начался в декабре прошлого года. Фуры из Турции, которые следовали транзитом в соседние страны, неделю простаивали в Казахстане в ожидании парома. Водители жаловались на медлительность местной таможни и порта. Сотрудники таможни и порта – на погоду. Вопрос о коренном преобразовании этой работы подняли в правительстве страны.
- В связи с приостановлением Российской Федерацией взаимоотношений с Украиной, транзитный поток, который следовал через Россию, поменял свое направление, и весь поток пошел через порт Баку к нам. Здесь мы увидели, что резко увеличился транзитный поток товара и транспортных средств, и возникли серьезные проблемы. Та технологическая схема, которая сегодня имеется, никого не удовлетворяет. Я не знаю, что испытывает водитель, который проходит через это. Сегодня я так и не понял, кто, что и где здесь делает. В конце концов, у меня появилась мысль, что легче я заплачу, чем буду проходить через все круги этого ада. Все сделано именно для этого, нет человеческого подхода. Мы несколько дней работали, придумывали разные схемы. Будем менять технологическую схему, - сообщил первый заместитель премьер-министра РК.
Бакытжан Сагинтаев пообщался с водителями фур, которые рассказали, что прохождение всех необходимых процедур в морском порту Актау у них занимает в среднем 5-8 часов, а иногда доходит и до 15 часов. Первый заместитель премьер-министра РК пообещал, что по новой схеме полное прохождение контроля будет занимать 2,5 часа.
- Наши коллеги, которые работают на местах, все будет зависеть от них. Они должны работать по-другому. В частности, когда мы обсуждали этот вопрос со всеми госорганами первый раз, ветеринары говорили, что сутки они работают, потом отдыхают, то есть как им удобно и выгодно, так и работают. Миграционная служба не запрещает находиться в течение пяти дней без регистрации, ничего страшного значит, пять дней бумага полежит. Хотя водители сказали, что им негде ночевать. Никаких бытовых условий нет. И раз мы создали эту ситуацию, мы должны позаботиться о людях, которые здесь находятся. Поэтому сегодня наша задача — сокращение времени оформления грузов, чтобы машины не стояли здесь часами. Мы не можем остановить поток грузов. Турецкций и украинский грузы сегодня идут через порты Актау. И если мы говорим бизнесу, что государство вас защитит и обеспечит бесперебойный поток через наши пункты вашего груза, на деле получается сегодня не так, - сказал Бакытжан Сагинтаев.
Увеличение потока груза через порт Актау, по словам директорам морского порта Актау Михаила Ялбачева, произошло в 10-кратном размере. Сегодня ситуация, как он отметил, стабилизировалась, но проблемы рабочего и законодательного характера еще остаются.
- Территория морского порта очень ограничена, наш порт имеет 50-летнюю историю, и когда он строился, никто не думал, что будет такой поток фур. В порту отсутствует специализированный причал для «Ro-Ro-промов», поэтому мы сейчас используем железнодорожный паромный причал. Освободили площади на территории порта, где создали бытовые условия для санитарно-гигиенических нужд водителей, провели мониторинг отелей, гостиниц и раздали буклеты водителям на разных языках с информацией о том, где и сколько стоит проживание, где можно поесть поблизости и так далее. У нас есть огражденные стоянки, которые принадлежат частным лицам, но они на платной основе готовы их предоставлять, чтобы человек не беспокоился за сохранность грузов. Но дальнобойщики хотят жить в своей кабине, кушать, пить и сами варить себе еду, поэтому и возникают такие моменты, что кажется, что это порт не предоставил им условий. На самом деле, это не только забота порта, но и забота нашего бизнес-сообщества, организовать это все. Нельзя сравнивать нас и, например, порт Баку из-за инфраструктурных ограничений. Порт Баку - это специализированный паромный комплекс со 140 гектарами земли, который уже включает в себя все бытовые условия и другие моменты. Такой же комплекс строится у нас в поселке Курык. Он будет оборудован, с отелем, с большими площадями, комфортными условиями, - отметил Михаил Ялбачев.
Решить проблему, по словам Бакытжана Сагинтаева, позволит специально разработанная «Дорожная карта прохождения грузов через морпорт Актау». Теперь морские ворота страны будут работать по принципу «одного окна», что позволит в кратчайшие сроки оформлять грузы, идущие транзитом.
- Мы провели совещание со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами, после чего разработали «Дорожную карту» по упрощению процедур прохождения товаров и транспортных средств через порт Актау, а также разработали порядок оформления товаров и транспортных средств с сокращением времени процедур государственного контроля. По предварительным данным, первая машина после выгрузки или после прихода автотранспортного средства паромом в порт Актау может выйти полностью растаможенной или оформить процедуру транзита в течение 2,5 часов. Сейчас это время занимает от пяти до 12 часов, - сообщил Ардак Тенгебаев, вице-министр финансов РК.
По словам Ардака Тенгебаева, в морском порту Актау для работы «одного окна» будет выделено специальное помещение, в котором будут находиться все государственные органы, задействованные в процессе оформления грузов и транспортных средств. Администрацией порта будут предоставляться все документы о пароме с грузами таможенным органам, а те, в свою очередь, будут распределять их между госорганами, а затем снова возвращать в администрацию порта.
- Первый шаг - предоставление предварительной информации, чтобы заблаговременно за четыре часа до прибытия парома в порт Актау эти службы успели все документы обработать. Когда паром приходит, комиссия поднимается на борт и начинает работу. В это время водители могут пройти пограничный контроль. Здесь мы хотели бы, чтобы администрация порта отработала с капитаном судна или парома, чтобы первым прошел контроль тот водитель, у кого первым машина стоит на выгрузку. Таким образом, время выгрузки всех средств займет порядка двух часов, - отметил Ардак Тенгебаев.
На базе Морпорта планируется создать свою брокерскую службу. По словам Бакытжана Сагинтаева, частные брокеры сегодня заинтересованы в создании дополнительной бумажной волокиты.
- Мы считаем, что морской порт сегодня самое заинтересованное лицо, чтобы оформление грузов быстро происходило, поэтому брокерская служба должна быть в составе порта. Не менее восьми мест в любую смену, и эти восемь человек свободно обслужат транспортные средства, выдадут транзитные декларации за 10 минут каждый, - сказал Госман Амрин, заместитель председателя комитета государственных доходов Министерства финансов РК.
По новой схеме в морском порту Актау должно увеличиться в три раза количество сотрудников ветеринарной и фитосанитарной служб, количество работников пограничного и таможенного контроля.
- На сегодняшний день досмотр судна и транспортных средств и водителей осуществляется независимо друг от друга. Исходя из опыта, не более 40 машин за раз приходит, 36 человек мы оформляем не более 40 минут. При необходимости можем добавить еще два рабочих места и сократить время, - отметил Мухтар Сабидолданов, заместитель директора пограничной службы КНБ РК.
- Если раньше 40 машин прибывало, и все проходили контроль, сейчас, максимум, 20 процентов грузов подлежат контролю. При этом за весь 2015 год выявлен только один случай ввоза карантинных объектов, - сказал Марс Алмабеков, - представитель Министерства сельского хозяйства.
На встрече было отмечено о необходимости организации круглосуточной работы банковских филиалов на территории морского порта, а также об организации кемпинга для водителей.
- Самым главным вопросом для водителей остается создание инфраструктуры — мы рассматриваем вариант кемпингов. С предпринимателями мы сегодня уже переговорили, они начали изготовление мобильных кемпингов, общепита, биотуалетов. Все полностью то, что необходимо для водителей, в начале марта начнем устанавливать на территории порта, - сообщил директор Мангистауской палаты предпринимателей Жанбырбай Доспаев.
Вопрос строительства автомобильной стоянки для большегрузной техники, по словам заместителя акима Мангистауской области Ракимбека Амиржанова, тоже решается.
- По информации турецкого Консульства, водители предпочитают пользоваться общедоступными парковками. В настоящее время на территории свободной экономической зоны «Морпорт Актау» выделено 40 гектаров земли для логистического хаба, где как раз предполагалось строить парковку. Турецкая сторона за свои средства готова строить там парковку и оказать содействие «Казахстан Темир Жолы» в приобретении дополнительных паромов для того, чтобы разгрузить вопрос с грузовиками, - сказал Ракимбек Амиржанов.
Аким Мангистауской области Алик Айдарбаев, отметил, что нужно рассматривать вариант модернизации морского порта Актау, при необходимости, по словам акима области, взять на себя расходы готов и местный бюджет.
- Порт не приспособлен, в свое время он не был спроектирован, но уже сегодня мы должны начать второй этап реализации данного вопроса - поставить задачу планомерно сделать проект расширения и его реализовать. Это единственный в Казахстане порт, лицо нашего государства. Если необходима наша из местного бюджета помощь, вливание в инфраструктуру, мы готовы это делать, потому что сегодня наши таможенные посты в неприглядном состоянии, и когда мы говорили о том, что готовы вложить деньги, нам не позволил Бюджетный Кодекс вкладывать в собственность, которая находится в республиканском ведении. Мы считаем, что надо поднять этот вопрос, потому что наши граждане испытывают неудобства, и, главным образом, мы заинтересованы, чтобы наши посты были современными и привлекательными, - сказал Алик Айдарбаев.
По итогам совещания Бакытжан Сагинтаев отметил, что заработать новая схема оформления грузов и автомобильной техники в Морском порту Актау должна уже 8 февраля. Через неделю первый заместитель премьер-министра РК обещал снова приехать и проверить эту работу лично.
Фото автора и "Mangystau Online"
Комментарии
24 комментарий(ев)нет и никогда...
Никогда. Слишком категорично. Сам лично видел в 86-87гг на территории порта кран ДЭК-251
Пограничники находятся на территории порта и чтобы проставить печать нужно идти через КПП к ним метров 500!!!!Иногда когда приходит паром девушка-пограничница появляется с печатью в здании морвокзала но невсегда и ненадолго(в здании морвокзала для пограничников устроена кабинка,которая всегда пустует,кроме того дня когда приезжал Сагинтаев).
В порту обеденный перерыв с 12 до 14 часов(королевский),во время которого ни один кран или погрузчик не тронутся с места.
В порту нет колесного крана,есть один огромный(в рабочем состоянии) на гусенницах Либхер,но он занимается разгрузкой вагонов.Всего два вилочных (в рабочем состоянии)погрузчика-большой и маленький.Тоесть если понадобится со склада временного хранения загрузить или выгрузить что нибудь габаритное,то на это может уйти весь день!!!!
Касса не круглосуточная!!!!
Отделения банка который работает в выходные тоже нет.Водителей отправляют в выходные дни в банк в аэропорт!!!!!!!!!!!!!Там он работает круглосуточно и без выходных.
Короче бардачный порт!
Вам бы критиком театральным работать, ога. Только боюсь, что после ваших рецензий весь советский театральный бомонд (который мы видим здесь же в лице Смоктуновского, Ефремова и пр) повесился бы в туалете от неизбывной тоски
так ведь, кроме турецких фур других проблем в регионе и нет.
Rvera,
Швейк,
При всем уважении к вашему филологическому багажу, все комментарии в рамках темы статьи.
Межличностное общение в ЛС.
это же Кафка!
"Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью" )
При всём уважении к Стругатским, у Хазанова это целый мини-спектакль
Уже. Хазанов "Дармоеды"
Такой бедлам - ВЕЗДЕ.
Про туалет почему не сказали? Этим бедолагам даже нЕгде справить свою нужду! Только недАвно для них раскопали яму и установили над ней сколоченный из досок будку!ПОЗОР! Надо было пригласить туда Сагинтаева! Пусть попробует посидеть на морозе с голой задницей! Вот бы вздрючил он после этого портовское начальство!