В 3Б микрорайоне у железнодорожных путей стоит на постаменте небольшой паровозик. Так его называют в народе. На самом деле — это мотовоз. Мощность мотора 150 лошадиных сил.
Как рассказал директор Музея трудовой славы ПГМК Марат Шушаков, прибыл паровозик модели ТГК- 156 в Шевченко морем на барже «Комсомольск» в октябре 1961 года. Потом его сняли краном с палубы корабля, поставили на рельсы, и он отправился работать на благо жителей Мангистау. Машинистом на нем работал Мурзабай Каратаев. В первый раз он проехал всего 400 метров от причала морпорта до складов.
Паровозик вполне достоин считаться памятником первопроходцам в отличие от памятника, который называется в народе "самолетик". Но у МИГа-21 своя интересная судьба.
Марат Шушаков рассказал, что в восьмидесятые годы в Мангистау была база противовоздушной обороны, и однажды проверить ее работу прибыл член военного совета ВВС, генерал-полковник Иванов. Здесь его хорошо встретили, показали достопримечательности города, которых было не так много, да и сейчас не очень густо, и предложил сделать городу подарок.
- Хотите, я вам на партийную конференцию космонавта пришлю? - спросил генерал.
Но Валериан Шеманский, который в тот период являлся первым секретарем горкома партии, от космонавта отказался.
Когда про обещанный подарок все забыли, пришло сообщение, что надо получить самолет МИГ-21.
По одним сведениям, он прибыл по железной дороге, а по другим - его привезли на грузовом самолете.
Как пишет в своей книге «Золотые россыпи памяти» Тамара Павленко, в то время было модно устанавливать подобные памятники. Поэтому, что делать с подарком, определили быстро, но над вопросом - каким сделать этот памятник - пришлось поработать.
Место определили сразу — это нынешняя Аллея славы. Проект тоже вскоре появился, архитектор Левин склеил макет будущего памятника.
«Идея понравилась: две наклонные консоли и взлетающий истребитель образуют одну стремительную линию взлета, а просвет между консолями считается, как турбулентная струя», - пишет Тамара Павленко.
Но такая конструкция опасна, поэтому потребовались дополнительные расчеты. С ними успешно справились инженеры МСУ-88. Вот откуда на самолетике появился бортовой номер — 88.
Конструкторы технического бюро 620, которые начинали разработку проекта памятника, узнав об этом, расстроились, что не догадались поставить на борту цифры от названия своего бюро — 620.
В конце девяностых с полюбившегося жителями города памятника куда-то исчез фонарь (стеклянная кабина).
А у паровозика пропал семафор. Куда они делись, выяснить не удалось. Насчет фонаря в акимате нам ответили, что его разбили хулиганы. Но трудно поверить, что стекло, которое выдерживает удар пули, разбилось от удара камнем.
Фото Ольги Ярославской и из архива музея ПГМК
Подпишись на наш канал в Telegram
– быстро, бесплатно и без рекламы
Подписаться
Комментарии
10 комментарий(ев)брагу глушили))))
Он находится на территории ТОО ПМК. Отличнейший музей, действительно организовать бы туда экскурсии.
Когда же люди прекратят бороться с памятниками? Надо законодательно запретить перенос исторических памятников, таких борцов сажать в тюрьму. И Ленина вернуть на место!
И привести его в тот вид, как на черно-белом фото.