При встрече с ними я не испытывал никаких эмоций. Но когда здесь, в Актау, на пороге моей квартиры появились представители религиозной общины «Свидетели Иеговы», моему изумлению не было предела.
Встречать их на российских просторах мне приходилось не раз. Они пытались заговорить со мной на улице, стучали в двери моего дома. Я был даже знаком с одним из них. Со временем они перестали вызывать у меня удивление или раздражение. При встрече с ними я не испытывал никаких эмоций. Но когда здесь, в Актау, на пороге моей квартиры появились представители религиозной общины «Свидетели Иеговы», моему изумлению не было предела.
Думаю, не надо объяснять причины моего удивления, которое вскоре сменилось любопытством. Вспомнился сосед, веселый молодой парень, который, начав посещать собрания «Свидетелей Иеговы», со временем полностью прекратил общение с прежними друзьями и знакомыми, стал замкнутым, но с выражением счастья на лице и блуждающей улыбкой.
Мои познания об этой общине основывались лишь на визуальных наблюдениях. Я знал, к примеру, что им без надобности нельзя говорить о том, что они свидетели Иеговы. Они никогда не скажут: «Приходите к нам на молебен», они скажут: «Вы хотите изучать Библию? Давайте изучать ее вместе». Знания эти поверхностны и субъективны априори, потому как я видел поведение членов общины в социуме, то есть среди нас.
Для того чтобы составить более-менее объективную картину, необходимо увидеть все «изнутри». Руководствуясь этими соображениями, я решил побывать на собрании «Свидетелей Иеговы». Мне не составило большого труда узнать, где и по каким дням проходят собрания общины. Сложность заключалась в другом: день ближайшего собрания приходился на 24 апреля сего года, то бишь на Светлое Воскресение. Взяв грех на душу, к 10 часам я отправился в «зал царствий» (так называется место собраний «Свидетелей Иеговы»).
Уже на подходе к зданию я увидел множество радостных лиц. Они здоровались, обнимались друг с другом, словно члены одной большой, дружной семьи. Пристроившись за двумя женщинами бальзаковского возраста, я вошел в открытую дверь...
Справка
В 1912 году Дж. Росс опубликовал памфлет под названием "Некоторые факты об оригинальном пасторе Ч.Т. Расселе", где изобличал нравственный облик Рассела(основателя общины "Свидетели Иеговы") и писал о "губительном учении человека, который не является ни ученым, ни богословом", который, по его мнению, придумал "антирациональную, антинаучную, антибиблейскую, антихристианскую..." систему. Рассел подал на него в суд за клевету и в марте 1913 г. ...проиграл процесс. Взяв в свидетели «Всемогущего Бога», Рассел поклялся говорить «правду и только правду», но во время перекрестного допроса несколько раз был уличен во лжи.
Меня встретил улыбающийся человек в костюме. Вежливо поздоровался и спросил о цели моего визита. Я сказал, что ко мне приходили две женщины и приглашали изучать Библию. Молодой человек мне поверил (видимо, получилось у меня изобразить потерявшего жизненную опору человека). Я был сопровожден в «зал царствий», представляющий собой актовый зал средних размеров с небольшой сценой. Зал был полностью заполнен людьми. Место мне определили в последнем ряду с левого края. Присев на указанное кресло, я осмотрелся, пытаясь вычислить среднестатистического «свидетеля Иеговы». Это у меня не получилось. В зале были представители всех возрастных и социальных групп. Были семейные пары с грудными детьми, убеленные сединами старики; прямо передо мной сидели три молоденьких симпатичных казашечки, вполголоса что-то весело обсуждая между собой. Несколько человек в зале были одеты в костюмы и галстуки (дальше я их так и буду называть «человек в галстуке»).
Один «человек в галстуке» подошел ко мне и с добродушной улыбкой попросил разрешения присесть рядом. «А я вам Библию покажу», - устроившись по соседству со мной, произнес он.
Через несколько минут на сцену поднялся «лектор». Разложив на трибуне бумаги, он начал читать свой доклад. Хотя докладом это назвать трудно. «Лектор» зачитывал цитаты из Библии, затем интерпретировал их на свой лад. Вот, собственно, и весь доклад. Уровень ораторского искусства «лектора» иначе как средненьким назвать не могу. В общем, если бы не «зал царствий», можно было бы представить себя на лекции о миграциях бабочек в окружении заинтересованных энтомологов.
Справка
Из всех библейских пророчеств акцент «Свидетелями Иеговы» делается исключительно на пророчестве конца света. Руководство «Свидетелей Иеговы» назначало дату конца света в 1877, 1914, 1916, 1924, 1925, 1930, 1931, 1933, 1957, 1975, 1976, 1995, 1996, 2000 гг. За период с 1940 по 1943 годы дата второго пришествия менялась 44 раза.
Интересным было другое: при объявлении «лектором» очередной цитаты с указанием номера стиха все «браться и сестры» судорожно принимались искать нужную страницу и, найдя указанной стих, впивались в него глазами. «Человек в галстуке», повернув Библию ко мне (мгновенно открывая ее на нужной странице), водил пальцем по строкам вслед за речью «лектора». Я старательно делал вид, что внимательно вчитываюсь, и в то же время удивлялся примитивизму, с каким мне доказывали правоту слов «лектора».
Неужели это все, думал я. Просто показать напечатанное место в Библии, которое зачитывает лектор, чтобы я поверил в их учение? Я принялся наблюдать за членами общины. Для меня очень удивительно было видеть, как они раз за разом испытывали радость, когда находили в Библии место, указанное «лектором». В итоге мне это стало напоминать игру «кто быстрей найдет указанную строку». Лишь один раз я внимательно прислушался к словам «лектора», когда он заговорил о жертвоприношениях:
«Вот есть некоторые верующие, которые до сих пор позволяют себе во славу Бога проливать невинную кровь, к примеру, в средние века, ацтеки приносили в жертву даже людей». За дословность фразы я, безусловно, не ручаюсь. Но утверждение о том, что во имя Бога нельзя приносить в жертву любое живое существо, прозвучало очень четко.
В конце доклада (длился он примерно 45 минут) случился очень примечательный эпизод. «Лектор», указав номер стиха из откровений Иоанна, стал его зачитывать. Но, видимо, уже подустав к тому моменту, не заметил, как закончился стих, и начал читать следующий, затем осекся, сказал, что дальше читать не надо. Ни один из членов общины не отреагировал на это, не задался вопросом: «Почему следующий стих не надо? Почему мы изучаем Библию по выбранным кем-то частям?»
Справка
В 2001 году американский таблоид Newsday включил «Общество свидетелей Иеговы» в число 40 самых доходных корпораций Нью-Йорка, оценив сумму его денежных поступлений в 951 млн. долларов в год. На август 2010 года (конец финансового года) доход общества составил 826 млн. долларов.
"Свидетели Иеговы" отрицают любое земное правительство и все, что с ним связано: службу в армии, присягу на государственные должности, государственные праздники, отдание почестей флагу, голосование и избрание на выборные должности и т. п. Все члены общины считают себя гражданами единого теократического государства — "Общества Сторожевой башни" со столицей в Бруклине (район Нью-Йорка), где близ Бруклинского моста находится их центр "Вефиль". Там заседает "богоустановленный" высший орган — руководящая (правящая) корпорация, именуемая адептами "Верным и благоразумным рабом" (ВиБРом) Иеговы - единственным его представителем на Земле.
Примерно через полчаса появился еще один «человек в галстуке» и пересчитал всех. После окончания доклада он поднялся на сцену и сделал объявления, начав: «А теперь все присутствующие 125 человек послушайте объявления...». Кстати, я ему очень признателен за это, потому как во время всего действа пытался прикинуть, сколько человек присутствует, но о такой точной цифре даже не мечтал.
Затем прозвучало: «А теперь приступаем к изучению «Сторожевой башни». Люди встали, и начались песнопения. Ретироваться незаметно мне не удалось. «Человек в галстуке», который встречал меня, вежливо предложил встретиться в более «интимной обстановке». Делать нечего, надо идти до конца. Я согласился, мы обменялись телефонами, и я отправился праздновать Воскресение Христово.
«Человек в галстуке» позвонил на следующий день, и мы договорились встретиться во вторник. К назначенному времени я был по указанному адресу. Это была обычная квартира. Общались мы примерно с час, но интерес к общению на религиозные темы я потерял минуте к 10-ой (ниже объясню, почему). Кроме нас в квартире находились жена и ребенок «человека в галстуке». Мне очень понравилась эта семья. Говорю абсолютно искренне - пусть в их доме всегда будет счастье.
Теперь о потерянном интересе. Я не считаю себя знатоком Библии, тем более знатоком учения «Свидетели Иеговы», но основополагающие понятия и принципы мне известны. Не хочется пересказывать весь наш разговор, но один пример приведу. Я спросил: «Значит, получается, что Иисус - это не Бог, а всего лишь путь к нему?»
Это фундаментальная вещь, это одна из основ учения свидетелей, просто сказана она была своими (моими) словами, а не так, как написано в «Сторожевой башне». С «человеком в галстуке» случился ступор (а это не простой адепт, это, по всей видимости, «старший брат»). Он минуты три листал Библию и лишь потом согласился со мной. В общем, дальше я делал вид, что слушаю его, как-то поддерживал беседу, но все время искал удобного момента, чтобы уйти.
У каждого из нас есть семья, родные и близкие. Мы помогаем друг другу в трудных ситуациях, радуемся вместе, когда есть чему радоваться... Но так бывает не всегда и не у всех.
По разным причинам человек может стать одиноким, когда не то что излить душу, выговориться, просто поговорить не с кем. А в общине их ждет дружная семья, где все друг друга любят (по крайней мере, так внешне это все выглядит). Молодые тоже могут стать одинокими, их могут не понимать родители, старшие братья или сестры, жена или муж. А в общине их поймут, а потом научат, как быть смиренным и ждать очередного пришествия. Материальные пожертвования - это все ерунда. Самое страшное, что община забирает душу. Семья, в которой жил человек, все его окружение, постепенно становится чужими. А новая семья все родней и ближе.
Чтобы не потерять родную душу, будьте внимательней к своим близким. За делами и заботами мы порой забываем о них. А ведь иногда достаточно одного задушевного разговора или ласкового слова, чтобы человек рассеял все сомнения в том, что он нужен здесь, в этой семье, что его здесь любят. Уверяю вас, тогда ловцы душ будут бессильны.
Комментарии
2 комментарий(ев)Пожалуйста, смените аватарку. Слюной изошёлся.
А на счёт "свидетелей", правильно сделали. Поддерживаю.