Так, утром 10 апреля редакция lada.kz
сообщила о том, что бывший аким Актау, ныне депутат мажилиса Парламента Едил Жанбыршин совместно с Саматом Мусабаевым предложили дополнить статью 174 УК «Разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни» нормой о пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений. Об этих изменениях стало известно из сравнительной таблицы к сопутствующему законопроекту «О масс-медиа».
Но на заседании рабочей группы, которое началось в 16:30, этой нормы среди предложенных уже не было. А несколькими часами ранее сравнительную таблицу удалили из чата рабочей группы в мессенджере.
«Сравнительную таблицу с этой поправкой удалили из чата рабочей группы, а на самом заседании появилась новая, где этой нормы уже не было. В конце встречи руководитель группы сказал, что на этом этапе все работы по законопроекту закончены и проект направляется на второе чтение. Я спросила о поправке, которая появились утром по статье 174 УК РК, но четкого ответа не получила. Что ее не приняли — такого в ответе я тоже не услышала, поэтому ситуация по ней пока остается неясной», — рассказала Биржанова
«Курсиву».
По ее словам, отсутствие этой поправки в новой таблице «не говорит о том, что можно расслабиться», потому что норма «о запрете пропаганды ЛГБТ в СМИ» осталась в основном законе, который сейчас находится на рассмотрении в правительстве.
«У законодательных поправок есть три статуса оценки — принята, отклонена или находится на доработке. Сейчас получается, что она не отклонена, но и не была принята, то есть это не говорит о том, что она потом во втором чтении не появится в основном законе», — добавила юрист.
Как обоснование к предлагаемой поправке мажилисмены отмечали, что «для казахстанского общества традиционная семья — это союз мужчины и женщины, это их дети (в том числе и усыновленные). Поэтому необходимо запретить «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений».
За неделю до этого депутаты Асхат Аймагамбетов и Жанарбек Ашимжанов предложили в рамках основного законопроекта запретить СМИ «писать о представителях ЛГБТ» под угрозой закрытия. Они добавили «пропаганду нетрадиционной сексуальной ориентации» в список оснований для закрытия СМИ. Тем самым, приравняв ее к пропаганде или агитации культа жестокости и насилия, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства.
Гульмира Биржанова считает, что эти изменения нарушают права человека и негативно отразятся на международном имидже Казахстана.
«У самого понятие «пропаганда» в Казахстане широкая трактовка, то есть это уже не только закон о СМИ, который регулирует деятельность журналистов — под Уголовный кодекс (УК) может попасть все что угодно. Мы считаем, что это абсолютно неправильно и такой нормы не должно быть. УК — это достаточно серьезный документ, который охватит не только публикации в СМИ, а в целом распространение информации в любом виде и везде, в том числе через соцсети, WhatsApp и другие мессенджеры», — поделилась она.
Юрист отметила, что статья 174 УК «Разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни», которую мажилисмены предлагают изменить, относится к «экстремистским». В действующей редакции за нарушение части 1 этой статьи грозит штраф от двух до семи тысяч МРП (7,4-25,8 млн тенге) либо лишение/ограничение свободы на срок от 2 до 7 лет. По части 2 — от пяти до 10 лет лишение свободы, по части 3 — от 20 до 25 лет тюрьмы.
«К тому же практика по этой статье не очень хорошая — она обычно используется, когда нужно привлечь к ответственности блогеров, активистов и так далее. И с учетом этого я опасаюсь, что со стороны правоохранительных и госорганов, возможно, будет какое-то злоупотребление этой нормой», — добавила Биржанова.
По ее мнению, для внесения подобных изменений в УК РК нужны четкие причины и обоснования, так как это достаточно серьезное изменение.
«Мы знаем, откуда это идет. Понятно, что это опыт соседней страны, где это в разном виде работает уже несколько лет (речь идет о России — прим. ред). И появление этих норм для Казахстана - определенный откат назад, тем более в Уголовном кодексе, потому что наша Конституция соблюдает права человека в целом и не делит людей по их ориентации. Есть такая процедура, когда депутаты направляют поправки на согласование с правительством, поэтому мы, возможно, будем поднимать вопрос о том, чтобы правительство тоже дало свое заключение», — подчеркнула член рабочей группы по законопроекту.
Комментарии
1 комментарий(ев)