18+
Новости Актау и Мангыстау
Ақтау және Манғыстау жаңалықтары
27.04.2022, 09:44

Дефицит мест в школах – возможно ли обучать детей в Казахстане по мировым стандартам

Общество 5 2 637 Лиана Рязанцева
В Казахстане проблема нехватки ученических мест требует экстренных и серьёзных решений. Имеющиеся школы не покрывают потребности населения, особенно с учётом демографического роста, передаёт Zakon.kz.
Фото Zakon.kz
Фото Zakon.kz
При этом большая часть среднеобразовательных учреждений в стране либо построена в далёком советском прошлом, либо возведена недавно, но по старым «лекалам».

Острее всего нехватку мест в школах ощущают те, кто в них нуждается – ученики и их родители. Год за годом в соцсетях казахстанцами поднимается одна и та же тема: школы перегружены, буквенные обозначения классов в начальном звене доходят до буквы «Ю», детям приходится обучаться в две-три смены.

Как следствие, в разы увеличивается нагрузка и на учителей, и на их подопечных: количество дисциплин возрастает, но дети не успевают усвоить предложенный материал, а у преподавателей не хватает времени и ресурсов для качественного обучения.

Дефицит мест в школах – возможно ли обучать детей в Казахстане по мировым стандартам


При этом казахстанские школы зачастую не удовлетворяют требованиям времени, представляя собой всё те же типовые советские постройки, только из новых материалов. А в ряде случаев, особенно в регионах, школы не справляются даже с обеспечением базового комфорта и безопасности.

Дефицит мест в школах – возможно ли обучать детей в Казахстане по мировым стандартам


Председатель Комитета дошкольного и среднего образования МОН РК Гульмира Каримова, озвучивая результаты исследований, перечислила регионы с наиболее низким качеством образования и самым большим дефицитом педагогов: это Атырауская, Мангистауская, Алматинская и Туркестанские области. Их показатели значительно разнятся со средними по стране. Тому есть объяснение. К примеру, в Мангистауской области, по состоянию на начало 2022 года, каждый пятый школьник вынужден учиться в трехсменной школе.

Дефицит мест в школах – возможно ли обучать детей в Казахстане по мировым стандартам


На сегодняшний день дефицит ученических мест в Казахстане составляет 265 тысяч. К концу 2025 года, по прогнозам, этот показатель увеличится до 993 тысяч мест. За последние 10 лет показатели Казахстана в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) опустились до уровня Панамы и Ливана. Эксперты считают, что столь низким результатам способствуют высокая нагрузка учебной программы при переполненности классов и обучение в третью смену.

В целом, в республике есть ряд действительно хороших средних учебных заведений: Назарбаев интеллектуальные школы, РФМШ, BINOM Schools. Они отличаются высоким уровнем технической оснащённости, профессиональным преподавательским составом, и их выпускники подтверждают это своими результатами.

Обучение в них строится на программах ведущих стран мира и предоставляет комфортную среду для всех участников процесса. И если в два первых объекта ребёнка зачисляют посредством тестов или конкурсного отбора, то для поступления в BINOM никаких специальных экзаменов не требуется, набор проходит по типовым правилам МОН РК.

Дефицит мест в школах – возможно ли обучать детей в Казахстане по мировым стандартам


В регионах пока о подобных современных и технологичных школах приходится только мечтать. Однако многие казахстанцы, в первую очередь – жители областей с критическими проблемами в образовании, в социальных сетях требуют обеспечить их детей возможностями обучения на уровне актуальных мировых стандартов.

Глава государства Касым-Жомарт Токаев, озвучивая Послание народу 1 сентября 2021 года, отметил, что системе образования требуются мотивированные и квалифицированные педагоги, а перед профильным министерством стоит задача по адаптации учебных программ к современным реалиям. Кроме того, он дал поручение построить не менее 1 тыс. школ до 2025 года, чтобы устранить дефицит мест. И явно, это должны быть современные, прекрасно оснащённые технически учреждения образования с профессиональным преподавательским составом и дополнительными возможностями для развития детей.

Тысяча школ за четыре года – это 250 образовательных объектов в год. Однако до запрошенной президентом цифры пока явно далеко. Только в 2021-м по стране введено 121 государственное учебное заведение. Низкие темпы строительства связаны с тем, что многие проекты сейчас находятся на стадии СМР, а другие пересматриваются по стоимости. Поэтому будет ли выполнена задача главы государства по устранению дефицита ученических мест к 2025 году – вопрос открытый.

Решить проблему нехватки школ могут помочь частные инвесторы и развитие ГЧП. Об этом не раз говорили эксперты в сфере образования. Для их привлечения даже приняли ряд мер: расширили инструменты подушевого финансирования и усовершенствовали нормативно-правовую базу. Но не каждый бизнес рискнёт вложить в проект большие деньги, которые замораживаются на длительный срок. Однако наглядные примеры этому уже есть. Остаётся надеяться, что подобная практика не канет в Лету, и совсем скоро каждый школьник сможет получить доступ к качественному обучению по новому формату.
Подпишись на наш канал в Telegram
– быстро, бесплатно и без рекламы
Подписаться

Комментарии

5 комментарий(ев)
strana.kz
strana.kz
Око,
частично соглашусь есть такие . но я таких не знаю.сама я не сижу дома, но у меня спрос с них. одинаковый, но один отличник а другая ) четвёрки тройки есть. это ещё от ребёнка зависит.
вечером прихожу в обед и всегда интересуюсь что да как. но прям стоять над ними не стою, заставить тоже нельзя. должна быть самостоятельность. просто одно правило "учёба нужна не мне,я своё отучилась. и как тебе с этим быть тебе решать. тебе с этим жить"
я всегда помогу по возможности, направлю.
других знаю дома не сидят и также постоянно детьми занимаются.
27.04.2022, 15:24
Око
Око
strana.kz,
конечно не все. Но процентов 90 так и делают. Остальные 10 это дома сидящие которые сами практически всему детей обучают и часть действительно детки золотые которым всё легко даётся.
27.04.2022, 15:11
strana.kz
strana.kz
Цитата: Око
родители только рады что деть к ним не пристаёт с вопросами и приносит не плохие баллы.

ну не все, не все umnik
27.04.2022, 15:09
OlegVak
OlegVak
Одним из самых важных факторов низкого качества образования является отсутствие грамотных педагогов.
Обратите внимание на качество подготовки молодых учителей. Их самих ещё долго надо учить. ВУЗы выпускают нулевых специалистов.
27.04.2022, 13:05
Око
Око
Дело даже не в оснащенности, а в самой программе. Обучения НОЛЬ! Два года дистанционки - дети нулевые! Онлайн уроков не было. Положительные баллы дети получают за то, что научились быстро "гуглить". Учителя практически не объясняют - дети предоставлены сами себе, только проверки и срезы знаний. А что проверять то когда знаний нет? Дети списывают, учителя всё это видят и закрывают глаза, родители только рады что деть к ним не пристаёт с вопросами и приносит не плохие баллы. ЭТО ДНО!
27.04.2022, 10:03
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Зарегистрируйтесь либо, авторизуйтесь. Содержание комментариев не имеет отношения к редакционной политике Лада.kz.Редакция не несет ответственность за форму и характер комментариев, оставляемых пользователями сайта.