По данным сайта
ratel.kz, в июне 2019 года в воинскую часть 25744, расположенную в Актау, должны были поставить из «КазМунайГазАэро» (единый оператор по поставке бензина и дизельного топлива Вооружённым силам РК) 150 тонн летнего дизельного топлива на 38 211 600 тенге. В августе того же года командир этой части - подполковник Мурат Арапбаев вызвал к себе начальника службы ГСМ, майора Малика Бисембеева и начальника склада, сержанта Лесбека Бердыбаева. Как раз в то время должны были проходить занятия в роте учебно-боевых машин. Арапбаев предложил Бисембееву и Бердыбаеву, как утверждает гособвинение, завысить в документах количество израсходованного на занятиях топлива. Командир роты учебно-боевых машин, капитан Камал Ташибек и старший специалист службы ГСМ этой части Мейримжан Дуйсенбаев были в курсе незаконной схемы, но тем не менее, как сказано в обвинительном акте, согласились в ней участвовать. Также в схеме незаконного списания дизтоплива принял участие и начальник службы тылового обеспечения части, подполковник части 25744 Зайнидин Абитов.
По документам, которые стали частью обвинения, увеличивалось число часов занятий, а также, опять-таки только на бумаге, дизель сверх нормы уходил на езду по бездорожью. Кладовщик из «КазМунайГазАэро» Амангельды Жуматаев, как уверено теперь следствие, зная о том, что количество топлива завышено, не довозил излишки в часть, а просто привозил военным деньги за него. Сам дизель уходил «налево». Как насчитало следствие, в результате таких манипуляций государство потеряло 14 миллионов 596 тысяч 97 тенге. Эти деньги, по мнению обвинения, «осели» в карманах защитников Родины.
После этого, как утверждают сейчас военные прокуроры, эта же группа по такой же схеме заработала на хищении зимнего дизельного топлива. Тут военные заработали чуть меньше - 11 миллионов 831 551 тенге.
А после того, как модель с приписками топлива была успешно монетизирована, Арапбаев в марте 2020 года, согласно материалам обвинительного акта, решил подзаработать на дезинфекции солдат. Он издал приказ о проведении дезинфекции личного состава, вернувшегося с блокпостов, и обработки их вещей дезинфекционно-душевым автомобилем. Под это дело Арапбаев вместе с теми, кого следствие посчитало его сообщниками, списал незаконно 11 760 литров дизельного топлива. Это обошлось государству в 2 миллиона 539 тысяч 143 тенге.
В мае этого же года Арапбаев издал приказ об установке на территории части военно-полевых кухонь для обеспечения солдат качественной кипячёной питьевой водой. Как установило следствие, для кипячения воды было якобы потрачено 15 795 литров дизеля. На самом деле, как утверждает обвинение, топливо было похищено и продано. А деньги - 5 миллионов 8181 тысяч 614 тенге - присвоили себе всё те же защитники Родины, которых Арапбаев вовлёк в преступную схему.
Другой эпизод обвинения в этом деле связан с чинами поважнее. В апреле 2020 года «КазМунайГазАэро» должен был поставить по топливным талонам 950 тысяч литров топлива на 206 150 000 тенге для регионального командования «Запад».
Подполковник Аслан Нусупов - старший офицер управления горючих и смазочных материалов главного управления тыла Вооружённых сил РК - приказал майору Константину Коробейникову - старшему офицеру управления тылового обеспечения регионального командования «Запад», а также начальнику службы ГСМ всё той же части 25744 из Актау Малику Бисембееву и начальнику склада той же части Лесбеку Бердыбаеву воровать топливо. Делалось это, как доказывает обвинение, по следующей схеме. Коробейников писал Нусупову заявку о дополнительном выделении дизтоплива сверх лимита для регионального командования «Запад». Большая часть полученного таким образом ГСМ уходила в Актау, в воинскую часть 25744. Бисембеев и Бердыбаев к тому времени уже получили указание о том, чтобы 10 процентов талонов на это топливо передавалось Нусупову. Как установило следствие, таким образом Коробейников и Нусупов нажились на 2 миллиона 712 тысяч 500 тенге.
В августе 2020 года Арапбаева освободили от командования частью 25744 в Актау и зачислили в Академию генерального штаба России. Но его подчинённые продолжили незаконный топливный бизнес, как утверждает сейчас прокуратура в суде.
В этом же месяце начальник службы тылового обеспечения части, подполковник Зайнидин Абитов, а также Бердыбаев, Бисембеев, Дуйсенбаев и Ташимбек, по утверждению следствия, решили заработать на учениях «Бекет 2020». Они вовлекли в схему, как сказано в деле, из части 25744 заместителя командира танкового батальона Дастана Сарсенбаева, командира первой танковой роты танкового батальона Мираса Борамбаева, командира 33-й танковой роты Фархата Кабиева, Азамата Кондыбаева, командира второй танковой роты танкового батальона, Дастана Кусаин - командира роты материального обеспечения этой же части, Мейримжана Дуйсенбаева – старшего специалиста службы горюче-смазочных материалов, к ним «примкнул» и кладовщик Амангельды Жуматаев из «КазМунайГазАэро». Военные решили, по утверждению обвинения, списать 70 тысяч тонн топлива, предназначенных для учений. Для этого, согласно договорённости, в путевых листах надо было указать завышенные сведения о преодолённом техникой на учениях расстоянии. Соответственно, по бумагам на это было якобы выделено топливо, которое на самом деле продавалось на территории Мангистауской области по 160 тенге за литр. В ходе этой операции, настаивает сейчас обвинение, ущерб государству и одновременно прибыль военным, участвовавшим в схеме, составила 17 миллионов 353 тысячи 800 тенге.
В январе 2020 года Бисембеев и Бердыбаев заработали более 2 миллионов тенге, как утверждает обвинение, на том, что продали моторное масло, предназначенное для боевых машин. А в октябре 2020 года Коробейников вместе с Бисембеевым и Бердыбаевым, согласно документам следствия, «умыкнули» 2000 литров бензина, списав его на медицинскую роту и заработав 386 тысяч тенге. Всего, по подсчётам следователей, ущерб государству от воровства топлива составил более 55 миллионов тенге.
Также Коробейникова, помимо прочего, обвиняют и в мошенничестве. В начале января 2020 года он направил в воинскую часть 3028 телефонограмму о предоставлении ему годового материального отчёта за 2019 год. Когда начальник службы ГСМ этой части майор Тамаев привёз его Коробейникову, то последний стал намекать, что для успешной сдачи отчёта надо бы заплатить начальству 200 тысяч тенге. На самом же деле, получив деньги, Коробейников оставил их себе.
Комментарии
3 комментарий(ев)Закон для всех един, во всех структурах надо пресекать воровство