18+
Новости Актау и Мангыстау
Ақтау және Манғыстау жаңалықтары
07.12.2022, 15:18

СМИ: Создание второго «моря» в Мангистау может обернуться экологической катастрофой

Экология 11 13 987
На координационном совете Мангистауской области одобрили проект «Инфраструктурно-рекреационный комплекс Мангистау (Инжу-Маржан)». Однако независимые экологи считают, что проект может привести Каспий к судьбе Арала. Об этом сообщается на информационном портале Zakon.kz.
Иллюстративное фото из архива Lada.kz
Иллюстративное фото из архива Lada.kz
Около пяти лет назад, как сообщает Zakon.kz, стали говорить о затоплении части местности Ащисор и впадины Карагие, для создания туристической зоны и искусственного моря в Мангистауской области. Тогда на разработку технико-экономического обоснования выделили 100 миллионов тенге, но проект так и не стартовал. Спустя годы, на координационном совете области был презентован более масштабный вариант проекта.

Согласно презентации, это будет инфраструктурно-рекреационный комплекс с рыбным кластером и глубоководным портом. Стоимость проекта оценили в 239 миллиардов тенге, где 80 процентов – это собственные средства (вероятно, бюджетные), оставшиеся 20 – иностранные инвестиции.

СМИ: Создание второго «моря» в Мангистау может обернуться экологической катастрофой

СМИ: Создание второго «моря» в Мангистау может обернуться экологической катастрофой

Изображения с сайта Zakon.kz


На первой стадии предлагается залить водой сор «Инжу Маржан» вплоть до Курыка, затем прорыть каналы и построить разного рода гидротехнические сооружения, создав залив в местности Ащисор. Здесь, уже начиная со следующего года, планируется выращивать рыбу и строить туристические объекты.

Вторая стадия должна стартовать в 2024 году – тогда начнётся строительство в этой местности глубоководного порта с нефтеналивными причалами.

Третья стадия предполагает заполнение морской водой части впадины Карагие. В итоге, согласно презентации, в затопленной степи и во впадине будет создан курорт с санаториями, отелями, аквапарками, искусственными островами с подводными ресторанами, яхт-клубом, школой дайвинга, водопадами и смотровыми площадками, геотермальными лечебницами и игорными зонами.

Экологи же видят в этом только минусы. По их словам, по проекту не проводили общественных слушаний и научных изысканий. Более того, если планы реализуют, наступит экологическая катастрофа.

В первую очередь, экологов заботит судьба озера Караколь, где гнездятся и бывают пролетом более сотни видов птиц, многие из которых занесены в Красную книгу. Первый этап проекта предусматривает создание лагуны возле этого озера.

- Никаких расчетов не привели – какой объем воды потребуется для затопления, потому что, скорее всего, их никто не делал. Чтобы ее заполнить, надо перекрыть канал. Что будет дальше с озером, неясно, ведь, если его отрежут от моря, то возникает вопрос о восполнении, воспроизводстве биоразнообразия в самом Караколе. Здесь нужны исследования, ведь это кормовая база для птиц. Кроме того, местность, которую планируется затопить, – это сор, там много соли. Как там планируется выращивать рыбу без научного подхода? – говорит Кирилл Осин, руководитель неправительственного учреждения «Эко Мангистау».

Эколог отметил, что и впадина Карагие, и озеро Караколь относятся к особо охраняемым природным территориям. Есть вопросы и по второму этапу, по которому собираются строить в затопленном Ащисоре курорт и глубоководный порт с нефтеналивными причалами.

Проектируемый район находится в зоне повышенной солнечной радиации, пыльных бурь, резкого колебания годовых и суточных температур, малого количества осадков, залегания нефтяных и газовых месторождений, месторождений фосфоритов, урана, строительных материалов. Именно наличие урановых залежей вызывает у эколога опасения и сомнения в будущем проекта.

- Конечно, при большом желании можно выкопать все, что угодно, но, несмотря на большую глубину, это будет отстойник, болото. Оно будет постепенно заиливаться. И дальнейшее содержание порта будет под вопросом. Да и вообще, такое ощущение, что этот проект оторван от реальности. Как разработчики представляют себе и порт, и тут же дайвинг центр, и аквапарк? – задается вопросами Кирилл Осин.

Впадина находится ниже уровня моря, и для ее затопления предлагается прорыть каналы. Это означает, что из Каспия уйдет колоссальный объем воды. Это отрицательно скажется на уровне моря, который уже сейчас быстро снижается.

- Никакой логике это не поддается. Можно было бы понять, если бы этот проект предложили во время подъема уровня Каспия. Но сейчас, наоборот, идет понижение. Каспий и так недобирает воду из Урала и Волги, а тут еще одно море! Здесь стоит вспомнить про Арал, ведь Каспий может повторить его судьбу по вине казахстанских чиновников. Мы не можем предвидеть, какие будут последствия, – сказал Адильбек Козыбаков, член регионального экологического совета по Мангистауской области ассоциации EcoJer, член Общественного совета Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан.

Инициатором проекта является экс-министр транспорта и коммуникаций, а также экс-глава «КазМунайГаз» и Казахстанского института нефти и газа Серик Буркитбаев, ныне занимающийся разработкой нескольких проектов, в том числе изучением побережья Каспия.

Серик Буркитбаев не раз отмечал, что впадина Карагие – один из самых глубоких в мире каньонов, который когда-то был частью Каспийского моря, но потом места соединений с Каспием были занесены песком и землей. Его глубина достигает 130 метров ниже уровня моря. И именно это, по его словам, может стать положительным моментом в строительстве нового порта.

Также, ссылаясь на источники ХVII-XVIII веков, Серик Буркитбаев обращает внимание на то, что Карагие был фактически заливом. Глубина впадины Ащисор чуть меньше, но, как говорит Серик Буркитбаев, она в прошлом также была частью Каспия. Именно здесь, по его мнению, и можно построить полноценный порт со всеми необходимыми инфраструктурными объектами и удобным дном.

Для сравнения: глубина акватории паромного комплекса Курык – до семи метров. В морском порту Актау также требуются дноуглубительные работы, причем их нужно будет проводить как в порту Актау, так и в портах приема нефти. Иначе большие суда попросту не смогут зайти в порты.

По словам Серика Буркитбаева, преимущество его идеи еще и в том, что вначале порт можно построить на суше, когда он еще не соединен с морем. Это в десятки раз дешевле, чем расширять или строить новый порт. А когда порт будет отстроен, его можно будет соединить с Каспием.

Он уверяет, что были проведены технические изыскания этого проекта и получены положительные заключения мировых экспертных компаний.

Экологи напоминают, что Каспийское море не принадлежит только одной стране. Поэтому считают, что все запланированные масштабные работы на Каспии должны рассматриваться в трансграничном аспекте, так как это будет потенциально иметь влияние на уровень моря у всех Прикаспийских стран.

Кроме того, искусственное море может негативно отразиться даже на климате Мангистау.

- В Актау летом очень сильная влажность, а зимой – влажный морозный воздух. И если создадут дополнительную водную поверхность, то испаряемость и влажность повысятся еще больше. Не надо быть ученым или каким-то исследователем, чтобы логически понять, что так и будет, – отмечает Адильбек Козыбаков.

Если испарение морской воды в замкнутом водоеме неизбежно, то, как утверждают экологи, через несколько лет там проявится мирабилит (соль). Он будет высыхать и разноситься ветрами. Пример соле-пылевых бурь – это Бухара, Самарканд и Ашхабад. Из-за соли и без того редкая растительность в Актау будет окончательно уничтожена.

Экологи отмечают: нужны полноценные научные исследования, экспедиционные работы, чтобы изучить растительный и животный мир в зоне будущего затопления. А это может занять несколько лет.

Кирилл Осин отметил, что в будущем проекте искусственного моря есть и социальный аспект.

- Если инвестор заходит в проект, то государство проводит все коммуникации: газ, свет, воду, дороги. И если просто «пилить» бюджет и тянуть эти коммуникации, то это кощунство по отношению к местному населению. В селе Курык канализационные стоки льются по улицам, а Актау сидит без воды, так как изношенность коммуникаций уже достигла критической отметки. То есть, чтобы реализовывать этот проект, нужно для начала привести в порядок то, что есть, а не строить воздушные замки, – говорит Кирилл Осин.

Кирилл Осин уже отправил депутатский запрос председателю координационного совета, акиму области Нурлану Ногаеву.

Согласно протоколу заседания координационного совета, акиматам города Актау, нескольких районов, управлению рыбного хозяйства, управлению природных ресурсов и регулирования природопользования Мангистауской области дано поручение:

«С привлечением заинтересованных государственных органов, представителей бизнес-сообщества, научного, экологического сообщества, общественности и других заинтересованных лиц с учетом наличия поручения Правительства по привлечению инвестиций, созданию рабочих мест, развитию рыбного кластера, а также в соответствии с Комплексным планом социально-экономического развития Мангистауской области на 2021-2025 годы дополнительно тщательно проработать проект «Инфраструктурно-рекреационный комплекс Мангистау (Инжу-Маржан)» с учетом строгого соблюдения действующего законодательства РК в сфере экологии, водных, земельных, природных ресурсов, культуры и других с внесением ряда конкретных предложений в Правительство, центральные государственные органы с рассмотрением возможности проведения конференций, круглых столов, встреч, совещаний для дальнейшей проработки реализации указанного проекта».


Кроме того, акиматам дано задание – рассмотреть возможность резервирования земельных участков для реализации этого проекта.

Михаил Одинцов
Подпишись на наш канал в Telegram
– быстро, бесплатно и без рекламы
Подписаться

Комментарии

11 комментарий(ев)
Знакомый
Знакомый
Нуу.. нуу..!! Туризм они хотят развивать!!! bazar Вы уж хотя бы для своих жителей туалеты в городе поставьте!!30 лет проблему эту решить не можем!!! Ну что нам туалеты,нам глобальные потрясения нужны!!!!А посмотрите на дома в городе...они вот вот начнут разваливаться, всё в убогом состоянии!! Проблема ремонтов домов решили переложить на плечи самих жителей этих домов! Какой дом может потянуть такие расходы?Без помощи государства не обойтись!! А Вы туризм...?((((Вам некуда деньги девать? спросите народ, они вам скажут!!
26.12.2022, 21:55
Femtek
Femtek
залив(или канал) нужен, правда не в таких масштабах. В первую очередь для строительства новой АЭС( только тип БН), и соответсвенно новой опреснительной установки.Вода позволит развитию сельского хозяйства. Электроэнергия(а за ней будущее), даст возможность, не только использовать внутри страны, но и импортировать зарубеж.
08.12.2022, 09:27
Papirosso
Papirosso
Насколько знаю , в советское время этот вопрос-проект ужо был , если не сделали тогда , значит были весомые причины этого не делать ...
08.12.2022, 03:36
бобер
бобер
Я стесняюсь спросить, что они там курят эти умники? stena
07.12.2022, 20:28
Vladimir7737
Vladimir7737
Яхт-клуб во впадине Карагие? Ну-ну... И базу подводных лодок не забудьте на месте уранового карьера! Пусть Илон Маск с его гиперлупом обзавидуется!
07.12.2022, 18:48
OpenSuser
OpenSuser
Кошкар Аты мало, теперь свой локальный Кара Богаз нужен? Кто этот бред выдумал?
07.12.2022, 16:42
Имярек
Имярек
Читаешь этот бред и просто о.......шь bazar
Тут проблему с водоснабжения и отопления решить не могут. Живя в эпоху потребителей,и кредитно денежной системы государства,ясно как божий день чинушам интересно только,как набить свой карман!
Потомкам мы оставим безжизненные пустоши
07.12.2022, 16:17
kaireke
kaireke
Озеро Караколь тоже искусственный водоем, он возник как пруд промышленных стоков МАЭКа. Можно увеличить площадь Караколя перекрыв шору и залить сор до примерно района радонового источника. Далее можно прорыть канал в сторону Ашысора и соединить с морем в районе Курыка. Заливать Карагие это пустая затея.
07.12.2022, 16:10
minus
minus
Не трогайте Каспий. И так он уходит от нас... stop
07.12.2022, 16:08
Галина63
Галина63
Читаешь и просто приходишь в ужас от таких "глубоких" идей! Что в головах у людей, которые лезут в природу, которая бывает так наказывает за безграмотные вторжения. angry
07.12.2022, 16:03
strana.kz
strana.kz
с ума сошли что ли? со своими туристами?!

Он уверяет, что были проведены технические изыскания этого проекта и получены положительные заключения мировых экспертных компаний.


хочется их услышать! кто эти компании? которые только выгоду ждут или всё таки экологические эксперты? что говорят другие страны?
07.12.2022, 15:36
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Зарегистрируйтесь либо, авторизуйтесь. Содержание комментариев не имеет отношения к редакционной политике Лада.kz.Редакция не несет ответственность за форму и характер комментариев, оставляемых пользователями сайта.