Музыканты в составе сводного оркестра исполнят кюи «Көңіл ашар», «Адай», «Балбырауын» и «Ерке сылқым». Национальный день домбры отметят 1 июля. Торжество с участием главы государства пройдет в Астане на площади «Қазақ елі».
Оркестр областной филармонии. Фото автора из архива Lada.kz
Домбра в Мангистау
В Мангистау известны имена «Жеті қайқы» - Оскинбая, Турсына, Адила, Досата, Жылгелды, Тастемира, Шолтамана Байсарулы — певцов и исполнителей собственных произведений на домбре, живших во второй половине 19 и начале 20 веков. Широко известны в Мангистау имена кюйши Шамгула, Мурата, Жузбая, Орына, Боздака, Куриша, Избасара, Сержана, Розы, Рухии, молодых исполнителей Данияра Сагынгали, Еркебулана Сунгыбаева, Магжана Асенбаева, Салтанат Онайбай, Абылая Тлепбергена и других.
В Мангистауском историко-краеведческом музее собраны домбры известных кюйши - около 20 музыкальных инструментов. В коллекции есть домбра Кайыпа Корабайулы - акына, музыканта, композитора, жившего с 1857 по 1918 годы, Шамгула Ыбраева - жырши-сказителя, кюйши, родившегося в 1891 и окончившего свой земной путь в 1967 году. Есть домбра Мырзагула Панаева (годы жизни: 1929-1998), кюйши, исполнявшего и пропагандировавшего кюи Есира, Кулшара, Оскенбая, а также Курмангазы и Дины Нурпеисовой. Одной из последних в музей поступила домбра знаменитого акына-жырау Карасая Калыулы, изготовленная около 150 лет назад мастером Сарманом.
По мнению исследователей, домбра имеет 6000-летнюю историю и является самым древним инструментом не только у тюрков, но и во всем мире.
Что представляет из себя домбра?
Домбра - казахский народный щипковый двухструнный музыкальный инструмент с грушевидным корпусом и очень длинным грифом. Родственник русских домры и балалайки. Встречается также в Узбекистане (думбыра и думбрак), Башкирии (думбыра). Звук у домбры тихий, мягкий. Извлекается щипком, ударом кисти или медиатора.
Струн у домбры две. Инструмент состоит из трех частей: шанак (корпус), гриф и головка. Шанак схож с недрами земли. Это кладезь мудрости давно ушедших предков. Гриф помогает создать нужную музыку. Головка - словно страж, позволяющий настроить инструмент, натягивая струны. Мелодия создается в грифе и вырывается наружу из шанака.
Кто является основоположником игры на домбре?
Одним из основателей казахской музыки на домбре является Курмангазы Сагырбаев, чей кюй «Адай» до сих пор популярен в Казахстане и не только. На площади «Ынтымак» установлен памятник кюйши. Монумент, увековечивший великого акына на коне, выполнен из бронзы. Общая высота скульптуры вместе с основанием 11,7 метра. Автором памятника является скульптор Кошер Байгазиев.
Нижняя струна домбры издает тонкий, высокий звук «соль» - это соответствует характеру женщины. А верхняя струна «ре» звучит бархатным баритоном, что соответствует мужскому характеру. Во взаимосвязи двух струн есть гармония. Наверное, поэтому две струны напоминают скучающих друг за другом влюбленных.
Немного истории
В начале 50-х годов XX века археологи производили раскопки в Средней Азии. Среди других находок им попалось несколько терракотовых статуэток. Статуэтки изображали музыкантов, которые держали в руках инструменты. В этих двухструнных щипковых инструментах ученые узнали предков домбры.
Легенды о домбре
В давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, очень он любил на ней играть. Как заиграет, так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным.
Однажды захотел он прославиться, а для этого решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.
Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток. Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.
---------
В давние времена дочь одного хана полюбила юношу, и вскоре у нее должен был появиться первенец. Через девять месяцев на свет появилась двойня - мальчик и девочка.
Следившая за девушкой ведьма выкрала младенцев и увезла далеко, в безлюдную местность, и подвесила детей на зеленую верхушку высокого ветвистого байтерека (священного дерева): мальчика лицом к западу, а девочку лицом к востоку. Младенцы погибли, а гигантское дерево, ставшее для них печальным приютом, засохло от их горьких слез.
Скоро слух о судьбе малышей дошел и до ханской дочери, и она немедля отправилась на поиски своих близнецов.
Молодая мать проделала длинный путь, но это оказалось тщетным. Под конец, выбившись из сил, она остановилась, чтобы отдохнуть под высохшим деревом.
Вдруг до ее слуха донеслись звуки мелодии. Сердце ханской дочери бешено забилось - она поняла, что это крик двух невинно загубленных душ. Забыв об усталости, она взобралась на байтерек.
Оказалось, что дерево от низа до самой верхушки голое, а на кроне и на ветвях натянуты останки погибших детей. При малейшем дуновении ветра они начинали колебаться, словно две струны, издавая мелодичные звуки. Мать долго просидела на верхушке байтерека.
Не хотелось уходить: ведь дерево и издаваемые им мелодии словно оживили ее малышей. Женщина сказала себе, что это - все, что осталось от ее младенцев, и сделала из этого дерева музыкальный инструмент. Струна, что направлена на восток, была натянута сильнее, чем та, что направлена на запад.
Несчастная мать решила: «Пусть нижняя струна, что тонко звучит, будет моей дочерью Зарлык (плачущая), а верхняя, слабо натянутая и издающая бархатные звуки, - моим сыном Мунлыком (тоскующим)». Она стала играть на домбре, и под ее пальцами родился красивый и печальный кюй.
Неразрывность природы и домбры в свое время отмечал академик Жубанов. Он писал: иногда для изготовления домбры мастера использовали прутья толщиной с карандаш, помещая их в специальные формы для получения нужного изгиба.
Они отбирали прутья красного, желтого, коричневого, черного цветов и украшали ими корпус инструмента. Такая домбра, во внешнем облике которой нашли сочетание естественные цвета деревьев, выглядела особенно нарядной. Корпус домбры, выполненный резьбой, закрывали тонкой крышкой, изготовленной из сосны или ели, а корпус, вырезанный из тальника, облицовывался только сосной.
Остальная часть или гриф домбры изготавливались из нескольких деревянных частей или изогнутого дерева.
Подпишись на наш канал в Telegram – быстро, бесплатно и без рекламы
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Зарегистрируйтесь либо,
авторизуйтесь. Содержание комментариев не имеет отношения к редакционной политике
Лада.kz.Редакция не несет ответственность за форму и характер комментариев, оставляемых
пользователями сайта.
Nimerjsok →Популяризация сайтов — это набор действий, направленных на повышение видимости и популярности сайта в поисковиках. Главная задача заключается в том, чтобы сайт имел высокие места по ключевым запросам…
Комментарии
0 комментарий(ев)