Как отметил Карабаев, частные терминалы на Каспийском побережье нуждаются в проведении дноуглубительных работ, но бюджетные средства на них не предусмотрены. Рассматривается возможность оказания господдержки.
Вынутый грунт будет использован для дальнейшего наращивания терминальных мощностей. За счет них будут созданы новые территории площадью порядка 170 га. По перспективным участкам ведутся переговоры с Abu Dhabi Ports, Rhenus и Shandong port.
Также со следующего года будет начато строительство контейнерного хаба в порту Актау. С портом Ляньюньган уже подписано соответствующее соглашение. Технико-экономическое обоснование проекта будет готово в апреле 2024 года.
В порту Курык в этом году завершено строительство зерновых терминалов. Также в порту будут построены терминалы для генеральных грузов и перевалки «зеленого» водорода.
Для развития смежной железнодорожной инфраструктуры к морским портам планируется строительство 404 км вторых путей на ж/д участках «Бейнеу – Мангистау», «Жарык – Сексеул» и «Шалкар – Курык». Мероприятия уже включены в утвержденный план по модернизации магистральной железнодорожной сети до 2030 года. Также будут построены дополнительные пути к терминалам порта Актау.
Для цифровизации маршрута ТМТМ сингапурской компанией PSA разработана цифровая платформа Digital Trade Corridor, интегрированная с информационной системой Сианьского сухого порта. Кроме того, на границе с Китаем в пилотном режиме внедрена таможенная платформа Tez Customs для автоматизации процесса выдачи транзитных деклараций. Сейчас ее работу на станции «Алтынколь» отслеживают сотрудники PSA.
«Параллельно проводится интеграция цифровой платформы Digital Trade Corridor с информационными системами порта Баку, азербайджанских железных дорог и транспортных организаций Грузии. К концу марта цифровая платформа будет введена в промышленную эксплуатацию. Это даст возможность оцифровать весь процесс движения грузов от Китая до Европы», – пояснил Карабаев.
Для развития торгового флота планируется создание отечественного судостроительного завода на базе существующих производственных объектов. На первом этапе имеется потребность в строительстве 10 новых судов. Новые модели судов уже проектируются «Казмортрансфлотом». Потенциальную заинтересованность в реализации проекта «Судоверфь» проявляют компании YDA, Asfat и ADP.
Для обеспечения безопасности мореплавания до конца марта 2024 года будет введена в промышленную эксплуатацию система управления движением судов в порту Курык. В порту Актау систему планируют установить до конца 2025 года.
Вместе с тем, по словам Карабаева, за 11 месяцев 2023 года объем перевозок через морские порты составил 6,5 млн тонн, что на 10% больше показателя прошлого года. В этом объеме преобладают экспортные перевозки казахстанских грузов в направлении европейских стран.
В распоряжении казахстанского торгового флота имеется 20 судов, включая два танкера, занятых перевозкой нефти в Черном и Средиземном морях, четыре сухогруза, три контейнеровоза и 11 танкеров, работающих на Каспийском море (два из них приобретены в этом году совместной компанией, созданной «Казмунайгазом» и «Абу Даби портс»).
Перевозки по Транскаспийскому международному транспортному маршруту в сравнении с прошлым годом выросли в два раза – до 2,5 млн тонн. При этом экспорт казахстанской продукции по маршруту увеличился в три раза. Наравне с этим отмечается рост и импортного грузопотока. Это показывает заинтересованность европейских компаний в ТМТМ. Планируется увеличить данный показатель в пять раз. Для этого с Азербайджаном, Грузией и Турцией подписана дорожная карта, по которой принимаются меры по синхронному развитию собственной транспортной инфраструктуры.
«Совместно с казахстанскими экспортерами и крупными международными транспортно-логистическими компаниями, такими как Maersk, Cosco Shipping и PSA, проводится анализ грузовой базы, потенциально ориентированной на маршрут. В результате мы сможем увидеть полную картину по загрузке ТМТМ на следующие пять лет», – сообщил министр.
Подпишись на наш канал в Telegram
– быстро, бесплатно и без рекламы
Подписаться
Комментарии
0 комментарий(ев)