Вошедший в историю, как первый в мире реактор на быстрых нейтронах, БН-350 был остановлен в марте 1998 года. Через год, 22 апреля 1999 года, правительство Казахстана приняло решение о снятии реактора БН-350 с эксплуатации. Время работы реактора на мощности составило 170 тысяч часов, при этом топливо перегружалось 63 раза. Производительность реактора характеризовалась высоким коэффициентом использования рабочего времени, который за весь период эксплуатации составил 0,88. В парогенераторах реактора БН-350 на номинальной мощности вырабатывалось 950 тонн/час пара с температурой 386 градусов, что позволило использовать его для получения до 125 МВт электроэнергии и одновременно производить до 80 тысяч тонн/сутки дистиллята из морской воды. Таким образом, реакторная установка БН-350 отработала четверть века с максимальной мощностью 750 МВт, при этом средняя мощность за время эксплуатации составила 600 МВт.
Ветеран труда, много лет проработавший на «МАЭКе», Николай Викторович Скориков рассказал, как строили реактор БН-350 на полуострове Мангышлак.
Николай Викторович приехал на Мангышлак, когда только возводился фундамент БН-350 – в 1966 году. Долгие годы, работая на реакторной установке, он возглавлял физико-технологическую лабораторию БН-350, вел работы по подготовке проведения физического и энергетического пусков реактора.
Энергетик рассказал, что с конструкцией реактора БН-350 (ранее ОК-250, ОК-500), такие первоначальные названия были для реактора БН-350 он познакомился ещё в ОКБ (особом конструкторском бюро) Сибирского химического комбината (СХК) (г.Томск-7, сегодня Северск) в 1963 - 1964 годах. В ОКБ конструировали приборы и устройства с использованием полупроводниковых триодов и диодов для промышленных реакторов СХК и имели в этом направлении определенные успехи.
Поэтому Николаю Викторовичу, как специалисту, руководство комбината СХК поручило дать анализ и заключение на работоспособность СУЗ (системы управления и защиты) реактора БН-350, которая впервые была сконструирована на полупроводниковых приборах Центральным научно-исследовательским институтом комплексной автоматизации (ЦНИИКА г. Москва).
В феврале 1966 года, по договоренности с Д.С. Юрченко, из СХК Николай Викторович переехал в Шевченко и был устроен на работу в производственно-технический отдел Прикаспийского горно-металлургического комбината. С этого времени он непосредственно занимался реактором БН-350, работая инженером, а затем старшим инженером, выполняя работы по курированию конструкторских разработок, заказу нестандартного оборудования и изделий для реактора БН-350, а также курированием монтажных работ. С 1966 по 1968 годы, по словам ветерана, была проделана огромная работа по заказу оборудования, в том числе нестандартного оборудования для реактора БН-350 и в целом для МАЭК.
С 1969 по 1971 год под руководством Твердовского Н.Д. физики занимались изучением «нулевого» радиоактивного фона прилегающей территории к реактору БН-350 и всего полуострова Мангышлак.
В 1971 году руководство комбината поручило организовать физико-технологическую лабораторию (ФТЛ) БН-350 и выполнить комплекс работ по подготовке проведения физического и энергетического пусков реактора БН-350.
К работе по созданию АЭС с реактором БН-350 были привлечены ведущие научно-исследовательские и конструкторские коллективы, в том числе: Физико-энергетический институт, (г. Обнинск), Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт энергетических технологий (г. Ленинград), Опытное конструкторское бюро машиностроения (г. Горький), Опытное конструкторское бюро «Гидропресс» (г. Подольск), которым поручались разработки, проектирование нестандартного технологического оборудования, систем управления и защиты реактора и радиационного контроля. В создании атомного реактора
БН-350 приняли участие сотни заводов СССР, а в его сооружении участвовало Прикаспийское управление строительства (ПУС).
Строительно-монтажные работы РУ БН-350 начались в 1964 году. Монтаж реактора закончен в 1972 году. Загружать ТВС (тепловыделяющие сборки) в реактор начали 28 октября и закончили 28 ноября. В этот же день. в 15:00 часов под руководством Орлова В.В. была зарегистрирована цепная реакция (смена А.А. Самаркина).
Александр Александрович Самаркин
Официальный физический пуск реактора БН-350 был осуществлен 29 ноября 1972 года в присутствии членов Центральной комиссии (председатель Зверев А.Д.). Смена В.Ф. Баюклина застабилизировала реактор на уровне мощности 1 кВт. Критическая масса реактора составила 202 ТВС (расчет – 200 ± 10 ТВС).
Юрченко Д.С., Алехин Л.А. подписывают акт, Зверев А.Д. утверждает акт на проведение физического пуска реактора БН-350.
Председатель комиссии Зверев А.Д. отметил, что фактически физический пуск был совершен 28 ноября без председателя комиссии по физическому пуску реактора БН-350. Жаль!
Орлов В.В. дает разрешение на поднятие стержней управления реактора БН-350
Старший инженер Кузько О.В. поднимает первый стержень аварийной защиты.
Мамонтов В.Ф., Скориков Н.В., Шведенко И.М. и Баюклин В.Ф. проверяют работу нейтронных каналов.
Реактор БН-350 выведен на физический уровень мощности. Есть физический пуск реактора БН-350!
Николай Викторович рассказал, что в 1973 году на «МАЭК» был введен в эксплуатацию первый в мире атомный блок с опытно-промышленным ректором на быстрых нейтронах с жидкометаллическим теплоносителем (натрием) БН-350. Этот уникальный реактор на быстрых нейтронах был сооружен в Казахстане, как и первый в мире космодром.
Реактор БН-350 был предназначен для выработки электроэнергии, опреснения морской воды и накопления плутония-239.
- Главное богатство страны — это люди. Когда создавался энергетический комбинат, первый в мире опытно-промышленный реактор и завод по опреснению морской воды, нужны были не просто люди, а энтузиасты, специалисты высокого класса, с молодым задором и неуемной силой духа и фантазии. Без этих качеств очень трудно было представить осуществление столь грандиозных замыслов «на краю света», с привозной водой. Кадровая политика на МАЭК строилась на воспитании руководителей из состава работников, которые приехали из родственных предприятий министерства среднего машиностроения (МСМ), и это привело к тому, что руководители служб, отделов, смен, лабораторий реактора БН-350 стали высококвалифицированными специалистами. Первым директором реакторного завода был Анатолий Ефимович Тимофеев, лауреат Ленинской и Государственных премий, заслуги которого были отмечены рядом правительственных наград, - рассказал Николай Викторович Скориков.
Василенко К.Т. главный инженер РУ БН-350
По словам Николая Викторовича, реактор БН-350 мог бы еще работать в течение пяти лет на сэкономленном ядерном топливе.
- Жаль, что это уникальное сооружение, которое могло нарабатывать радиоактивные нуклиды, необходимые в медицине и технике, «сжигать» высокоактивные радионуклиды, утилизировать ядерные заряды «атомных бомб», обучать молодых специалистов ядерщиков, попало под политические амбиции США, и реактор БН-350 был остановлен, - сказал Николай Викторович Скориков.
Николай Викторович отметил, что преимуществом ядерной энергетики является большая мощность станций, независимый источник энергии, минимальные выбросы в атмосферу и стабильность в цене вырабатываемой электроэнергии. Выбросов радиоактивных веществ в атмосферу на АЭС, по его словам, намного меньше, чем в электростанциях, работающих на угле и мазуте, а газ сейчас стал очень дорогим, и сжигать его в котлах тепловых электростанций – дорогое удовольствие.
- Разрешите от имени ветеранов труда «МАЭК» от рабочих и ИТР поздравить с исторической датой – 50-летием физического пуска реактора БН-350, ознаменовавшего ввод в строй крупнейшего промышленного реактора на быстрых нейтронах, ставшего, по сути, «сердцем» Мангышлакского атомного энергетического комбината. Желаю всем здоровья, успехов в работе, учебе и личного счастья. Молодым рабочим, ИТР – личное пожелание – учиться, учиться, учиться!- сказал Николай Викторович Скориков.
Напомним, что почти в 115 млрд тенге
оценили вывод из эксплуатации реакторной установки БН-350 в Актау.
В 2019 году сообщалось, что реакторную установку
планируют передать в государственную собственность. Спустя год стало известно, что российская государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»
предлагала помочь Казахстану выполнить проект по выводу из эксплуатации знаменитого ядерного реактора БН-350.
Комментарии
4 комментарий(ев)Спасибо,поправили.
Тем разительней контраст с сегодняшним днём, не только про физическое состояние МАЭКа сегодня.
А люди были - КОСМОС! Честь им и наша благодарность!