В последние несколько лет казахстанские СМИ все чаще пишут о том, как правоохранительные органы пресекли попытку вывоза топлива из страны.
Все из-за того, что с 31 января 2023 года сроком на шесть месяцев ввели запрет на вывоз из Казахстана автомобильным транспортом бензина, дизельного топлива и отдельных видов нефтепродуктов. Кроме того, с 8 апреля 2023 года ввели запрет до 31 декабря 2024 года на вывоз из Казахстана за пределы ЕАЭС отдельных видов нефтепродуктов. По этой причине государство контролирует соблюдение установленных запретов, выявляет и пресекает любые попытки контрабанды. Тем не менее, незаконный вывоз энергоресурсов из страны полностью искоренить не удается, и дело, как оказалось, не только в том что это сложно с технической точки зрения.
Так, на этой неделе в социальных сетях набирает обороты скандал, произошедший на западе Казахстана. 15 мая актауский активист Жаркын Курентаев сообщил у себя на странице о том, как из Актауского морского порта годами перевозилась контрабанда в Азербайджан под видом печного топлива (Прим. печное топливо - нефтепродукт, который производится из дизельных фракций вторичной перегонки) отправлялось дизельное топливо. По словам активиста, в Актауском морском порту уже год как стоит заполненный нефтепродуктами арестованный танкер под названием «Мелиана», которым владеет компания ТОО «БатысНефтеТрэйд».
«Причем нефтепродукты направлялись в адрес государственной азербайджанской нефтяной компании Socar. При попытке контрабанды был произведен силовой захват нефтяного танкера уже в открытом море, потому что подозревали, что там есть дизельное топливо, а не печное. После подачи таможенных деклараций и выхода танкера «Мелиана» в открытое море, он уже потом был отбуксирован обратно в морской порт Актау. Уголовное дело расследуется, и на сегодняшний день находится на контроле у КНБ по Мангистауской области. До этого дело находилось в департаменте экономических расследований по Мангистауской области, которое уже давно они должны были расследовать. По всей видимости, кто-то выступал в роли защитника интересов этой компании-поставщика ТОО «БатысНефтеТрэйд», а также в интересах какого-то олигарха, который пытался ограбить Казахстан. Но уж точно никак не защищало интересы государства”, - рассказывает активист.
Действительно, в 2023 году в Комитете национальной безопасности Республики Казахстан сообщили, что с привлечением Службы специального назначения «А», а также во взаимодействии с прокуратурой Туркестанской области пресечен незаконный канал вывоза казахстанских нефтепродуктов за рубеж, в том числе по морю.
«На территориях городов Астана, Шымкент, Туркестанской и Мангистауской областей проводятся необходимые следственно-оперативные мероприятия. В соответствии со статьей 201 Уголовно-процессуального кодекса иная информация в интересах следствия не подлежит разглашению», - сообщили в ведомстве.
При этом, по словам активиста Жаркына Курентаева, во всех сопроводительных документах в качестве груза фигурирует печное топливо, сам продукт произведен на нефтеперерабатывающей компании ТОО «Mangystau Oil Refining», расположенной в Мангистауской области.
Стоит отметить, что это не первый случай, когда компания ТОО «БатысНефтеТрэйд» подозревается в контрабанде топлива. В 2018 году было возбуждено уголовное дело по подозрению в контрабанде нефти и нефтепродуктов, но потом дело было закрыто, так как долго не могли установить, что именно за продукты хранило ТОО «БатысНефтеТрейд» - нефть, мазут или просто нефтесодержащие отходы.
По всей видимости, история повторяется, поскольку, по словам активиста Курентаева, следственные органы снова уже год как не могут провести экспертизу.
«Может просто не хотят, ведь в таких случаях, когда органы не могут произвести экспертизу, на определение - печное это топливо или дизельное - достаточно обратиться в РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина в Москве. Но и этого не было сделано. Поэтому напрашивается вопрос: может просто они не хотят? Может кто-то богатый и влиятельный смог замылить глаза следствию?», - задается вопросом активист.
По словам Курентаева, одной из причин, почему не получилось произвести экспертизу, следствие называет то, что печное топливо при температуре -20 градусов замерзло.
«Что это за топливо такое, которое замерзает при низких температурах?», - восклицает активист.
Более того, активист вспомнил, как департамент государственных доходов по Мангистау начал обстоятельную налоговую проверку деятельности ТОО «БатысНефтеТрейд», которая с перерывами продлилась по 2019 год. Итоги проверки показали, что у «БатысНефтеТрейда» имеется долг перед республиканским бюджетом в размере более трех миллиардов тенге.
«Давайте подумаем, у кого в стране есть такая возможность - иметь собственный нефтяной танкер? У кого есть возможность иметь нефтеперерабатывающий мини-завод, где под видом печного топлива производится дизельное топливо и другие нефтепродукты. При этом, документы делают как на дизельное топливо, и дальше даже заключат контракты на поставку с азербайджанской государственной нефтяной компанией, и фактически поставляют им контрабанду в течение нескольких лет. В любом случае, этому кому-то - плевать на наши государственные интересы», - резюмирует активист.
Комментарии
0 комментарий(ев)